Школа наяву и во сне

Школа наяву и во сне

Валентина Савина стала почетным гражданином Пензы в 1988-м. О простой учительнице начальных классов тогда говорил весь город.Но мало кто знает, как живет она теперь.

Когда я напросились к ней в гости, Савина удивилась. Давненько к ней не заглядывали корреспонденты. А ведь 20 лет назад о ней писали все газеты. На ее открытые уроки приезжали столичные чиновники – перенимать опыт. Шутка ли, в короткий срок получить правительственную награду и статус почетной горожанки!

Дверь открыла пожилая женщина с новенькими тапочками в руках. Берегла для себя, но достала для гостьи…

В единственной комнате маленькой квартирки уютно тикают часы. Шум улицы почти не слышен. Валентина Алексеевна никак не может привыкнуть к тишине. Вот уже год, как она уволилась из школы.

На столе – альбомы с фотографиями. Хозяйка дома бережно проводит пальцем по пожелтевшим снимкам: «Вот мой Сашенька. Он в 30 лет стал доктором наук. А это Танечка – известная баскетболистка…».

Все эти ребята давно выросли, но для учительницы они остаются наивными первоклашками. Школа была для нее всем.

Семья поймет

Маленькой Вале учителя казались неземными созданиями, скрип мела по доске – музыкой. Когда в шестом классе учительница попросила грамотную девочку помочь с проверкой тетрадок, та была на седьмом небе от счастья.

Окончив после школы пед­училище, Валентина снова зашла в класс. Услышала шелест тетрадок, увидела лукавые детские глаза и… пропала. Семья почти не видела ее.

А ведь она недавно стала молодой женой, и крошке-дочурке исполнилось тогда только четыре месяца…

Муж подогревал бутылочки с молоком, а Валентина убегала в школу. Вставала в шесть утра, чтобы подготовиться к занятиям, оставалась после уроков позаниматься с отстающими учениками.

Словно почувствовав в ней эту фанатичность, родители стремились отдать первоклашек именно к Савиной.

Однажды ученика привели к ней в середине года, когда остальные уже уверенно складывали слоги в слова. Мальчик понуро сел за парту. Непутевые родители забыли, что ему в этом году в школу. Но Валентина Алексеевна помогла первокласснику освоиться и быстро догнать остальных. Она поверила в мальчика, и тот постарался оправдать эту веру.

Наглядные пособия для уроков мастерили все ее домочадцы. Однажды муж отложил очередные карточки с буквами и попробовал возмутиться:

– У тебя же совсем нет времени на семью!

– За дочку я спокойна – с ней ты. А в классе у меня 45 детей, и за каждого я в ответе.

Она действительно считала, что учительница – это вторая мама.

Когда мать ее ученицы лишили за пьянку родительских прав, Валентина Алексеевна каждый день ходила к девочке домой, чтобы покормить ее, помочь сделать уроки. Видя, как заботится о ребенке чужой человек, родительница вернулась в семью.

Савина не копалась в новейших педагогических рекомендациях. Она работала так, как подсказывало сердце: ходила в детские садики, чтобы уже там нащупать ниточку к сердцам будущих первоклашек, беседовала по душам с выпускниками.

В лучах славы

– Звание почетного гражданина Пензы было для меня неожиданностью. Но оказалось, что за мою кандидатуру проголосовала почти вся школа, – говорит педагог.

Савины не имели ни связей, ни денег, ни даже высшего образования. Но у нее было главное, без чего не может состояться учитель, – огромная любовь к детям.

Корреспонденты зачастили к ней на уроки, ее фотографии украсили городские стенды.

Когда слава отшумела, все пошло своим чередом.

В семье никогда не было много денег, но Валентине были к лицу ее скромные наряды. Люди оглядывались, когда она в окружении детей шла по городу.

Савина учила ребят видеть неброскую красоту пензенских улиц, величие театральной площади, полную сказок сень парков. Она сама придумывала экскурсии.

Когда прекратились гонения на веру, одной из первых привела учеников в храм. Не знали советские чиновники, подписывая указ о присвоении Валентине Алексеевне звания заслуженного учителя страны, что «передовичка» украдкой окрестила в церкви свою дочку.

Сны и явь

С годами уходили силы, здоровье. Сначала Валентина Алексеевна ослепла на один глаз, потом перенесла инфаркт. В день 60-летия вместо праздничного стола судьба отправила ее на больничную койку.

Лечили не только таблетки. Сердце согревало внимание учеников. Они пытались прорваться в палату, спрашивали: «Вы скоро к нам вернетесь?».

Савина проработала в школе еще несколько лет. А потом поняла, что надо уходить. Это ведь тоже талант – вовремя поставить точку.
– Я уходила из школы со слезами на глазах, – рассказывает Валентина Алексеевна. –  Утром вставала и понимала: никуда не надо спешить… Тишина давила, я любила гулкий шум школьных коридоров…

Учительская пенсия скромная. Но Савины никогда и не жили богато. Зато гордятся дочерью, внуками, правнуками. И тем, что не растеряли чувства. Скоро супруги отпразднуют золотую свадьбу.

1 сентября не только День знаний, а еще и именины мужа. В этот день в доме всегда стояли цветы, которые Валентине Алексеевне дарили ученики на линейке. Пряный запах роз и астр наполнит квартиру и в этом году. Праздник не должен быть грустным. И неважно, кто принесет букет – ученики или родные.

Валентина Алексеевна ни за что не хочет отпускать гостью, не усадив за стол. На колени мне, словно первоклашке, стелет накрахмаленную белую салфеточку. Наверное, это тоже талант, данный Богом, – дать взрослому человеку возможность почувствовать себя ребенком…

Выпускники по-прежнему звонят в школу. «Как? Валентина Алексеевна больше не работает?!» – им не верится, что их любимая учительница и школа могут существовать отдельно друг от друга.

А Валентина Савина, ложась спать, поглядит в окно на ночной город, зажигающий огни, закроет глаза – и снова звенит заливистый звонок, по коридорам носятся мальчишки, а она исправляет  красными чернилами ошибки в тетрадках.

Почти каждую ночь ей снится школа…

Лариса ГУЛИНА,
фото Владимира ГРИШИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное