Как региону избежать транспортного коллапса?

Как региону избежать транспортного коллапса?

Большинство автотранспортных предприятий Пензенской области, входящие в ОАО «Пензенский автотранспортный холдинг», находятся на грани банкротства.

Если в ближайшее время не исправить сложившуюся ситуацию, районным перевозкам грозит паралич. Об этом генеральный директор ОАО «Пензенский автотранспортный холдинг» Сергей Ларюшин заявил на встрече с руководителями компаний-перевозчиков.

Долой «нулевые» рейсы
— За 2011 год наши АТП сработали в «минус» на 35 миллионов рублей, — сказал Сергей Николаевич. — С такими результатами и темпами мы можем продержаться еще максимум 2 — 3 месяца. Потом наступит банкротство. Единственное средство существования транспортников — деньги, полученные за билет, который мы продаем пассажирам. Нет пассажиров — нет денег. Вроде бы все это понимают. В конце прошлого года мы проговорили о том, что необходимо провести оптимизацию маршрутной сети. Минуло три месяца, мы ничего не сделали. Все новогодние каникулы гоняли взад-вперед пустые автобусы. Жгли горючку «нулевыми» рейсами. Решать, что делать дальше, нужно сообща и именно сейчас, — отметил Сергей Ларюшин.

Ситуацию, сложившуюся с внутримуниципальными перевозками, можно охарактеризовать в целом на примере любого АТП. Взять хотя бы Белинское. В прошлом году убытки предприятия составили 415 тысяч рублей. Лишь 200 тысяч из них удалось компенсировать из бюджета Белинского района. Все маршруты в районе давно уже оптимизированы: в некоторые села автобусы ходят по 1 — 2 раза в неделю. Тем не менее, перевозки не окупаются. А задолженность за ГСМ все растет. На сегодняшний день она составляет около 700 тысяч рублей. Не сегодня-завтра предприятие может встать. И тогда район погрузится в транспортную кому.

И такое положение дел наблюдается повсеместно. Можно, конечно, попробовать резко повысить тарифы на услуги перевозчиков. Однако вряд ли это спасет. С 1 июня вырастут цены на энергоносители, с 1 сентября поднимутся еще раз, и те копейки, на которые увеличится стоимость билетов, превратятся в пыль. А может, будет еще хуже: завышенная стоимость билетов отпугнет пассажиров.

Две беды — водилы и «бомбилы»
По мнению начальника отдела организации транспортного обслуживания Управления промышленности, транспорта и энергетики Пензенской области Алексея Мещерякова, отрицательные результаты финансовой деятельности АТП складываются по двум основным причинам. Прежде всего, это отсутствие на предприятиях системного внутреннего контроля. Как показала практика, если в салон автобуса посадить контролера, дневная выручка увеличивается на 30 — 40 процентов. А значит, именно столько денег водители складывают себе в карман помимо «кассы». Ясное дело, что под неусыпным контролем воруют меньше.

Недавно, например, в Управление промышленности, транспорта и энергетики поступила жалоба от пассажира, который ехал из Лопатино в Пензу, а затем обратно — на одном и том же автобусе. Он рассказал, что водитель вел себя, как хозяин подводной лодки: куда ты, с нее, дескать, денешься? Деньги собирал со всех входящих и преспокойно складывал их в карман, никого не обилечивая. Сумму, по мнению пассажиров, водила собрал немалую.
Вторая причина незавидного положения АТП — огромное количество «бомбил» — «левых» таксистов, кормящихся у автовокзалов. Они забирают клиентов буквально из-под носа легальных перевозчиков.

— Мы задаемся вопросом: есть ли альтернативные способы повышения эффективности работы АТП, кроме увеличения тарифов? — добавил Алексей Георгиевич. — На мой взгляд, есть. Нужно решить две проблемы, обозначенные выше.

Сергей Ларюшин предложил установить внутри салонов автобусов видеорегистраторы. С их помощью можно будет контролировать работу водителя. Это гораздо дешевле, чем сажать в каждую машину контролера, и почти столь же эффективно. Кстати, в Нижнеломовском АТП на днях уже приобрели один такой прибор и установили его на междугородний рейс. Выручка, как и ожидалось, увеличилась на 30 процентов.
Наверняка, найдутся и другие способы создания условий, в которых воровать станет делом не только невозможным, но и опасным.

Встретимся в суде!
Вторую проблему решить гораздо сложнее. Бороться с нелегальными перевозчиками пытались разными способами: обращались в правоохранительные органы, в контролирующие организации, взывали к совести диспетчеров автостанций и т.д. и т.п. Бесполезно. Не пойман — не вор. Поэтому действовать нужно иначе.
— Чтобы оградить от нелегалов вокзальные комплексы, нужно от слов перейти к делу, — резонно заметил Сергей Ларюшин. — Взять их с поличным.

Суть идеи такова. Руководству АТП рекомендовано выбрать себе по объекту из конкурентов, действующих вне закона, и составить на него полное досье с фото- и видеофиксацией. А затем написать заявления в правоохранительные и контролирующие органы с предъявлением данной документации, которая впоследствии сможет служить неоспоримой доказательной базой в суде.

По мнению Алексея Мещерякова, если принятие подобных мер и не искоренит «бомбил» как явление, то хотя бы изрядно уменьшит их количество.
Ну и, конечно же, нужно увеличивать дотации. К примеру, в 2008 году Кузнецкое АТП получило из бюджета 11 миллионов рублей, в 2011 — 5,8 миллиона. Цены на ГСМ, запчасти и т.д. при этом значительно возросли. Чувствуете разницу?

Сергей Ларюшин дал поручение директорам автотранспортных предприятий: в течение недели подготовить письма с подробными фактическими результатами деятельности АТП. В них и дать обоснованное заключение о необходимых дотациях. Все документы будут проанализированы и обобщены.
— Я обещаю, что вопрос об увеличении объемов финансирования АТП будет поставлен перед руководством региона, — сказал Алексей Мещеряков. — Но он должен быть закреплен неоспоримыми фактами.

КСТАТИ
Как рассказал Алексей Мещеряков, в одном из соседних регионов проблему «нулевых» рейсов решили следующим образом. Сделав вечерний рейс в деревню, водители не гонят обратно в райцентр пустой автобус, а остаются ночевать, чтобы утром выйти на маршрут снова с заполненной машиной. Руководителю АТП намного выгоднее выделить шоферу 200 рублей на ночлег, чем оплачивать два порожних рейса в сутки.

Автор: Влад БЕЛЯКОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное