На нерве любви. Живите!

На нерве любви. Живите!

29 лет назад приехала в некрупный город, поступила на работу в небольшой кукольный театр, играет на маленькой сцене большая актриса Марина Прошлакова.

Тогдашний художественный руководитель приняла ее прохладно и не спешила занять в репертуаре. И только когда из Брянска приехал Владимир Бирюков ставить дипломный спектакль, Марине перепала роль Козы.

Молодой режиссер отбыл по месту учебы, а она осталась со своим горячим желанием играть, много играть. И  кто знал, что когда Бирюков вернется уже главным режиссером, Прошлакова станет его любимой актрисой, и они вместе покорят мир.

Стамбульские слезы
…На фестивале кукольных театров в Стамбуле Марина пошла в консульство смотреть спектакль колумбийцев. Огромный зал, прохлада, начался спектакль. На сцене рожала какая-то муха, звучали чужие слова: «амио», «мучача»…

А она задумалась и увидела себя как бы со стороны. Девочка из города Новоузенска Саратовской области, посещавшая кукольный кружок, могла ли представить, что окажется в другой стране, в таких вот условиях, что вместе с коллегами не единожды испытает триумф международной победы… Из ее глаз брызнули слезы. Бывают такие минуты, когда мы сами удивляемся своей судьбе.

Если с Мариной встретиться вне театра, можно и не догадаться, что она актриса. Нет в ней  пафосности, амбициозности, присущих людям этой профессии. Сам  Бирюков удивляется ее скромности в жизни и фантастической яркости на сцене. А мне видится в этом подсознательный талант сбережения энергии для самого главного — творчества.  

Насчет главного. У Марины есть семья, ее муж Роман работает в том же театре. Свою дочь она всю жизнь таскала в зубах, что называется, не отпускала от себя. И бабушкой стала нежной.

Страшный Пятачок
Как она рассказывает о куклах — это сказка. Именно!
— Приносят ее тебе из цеха — колбешка колбешкой… И надо понять, где у нее что, есть ли ноги, как рот открывается, на какие рычажки нажимать. Иногда помучаешься и просишь что-то переделать. Бывает и трепанация черепа!
И в каждую «колбешку» надо вдохнуть жизнь, одухотворить ее, отдав ей свой голос, свои нервы, свою кровь.

Диапазон таланта Марины необычайно широк. В спектакле «Сказка дождя», например, она играет Быка, Медведя, Волка, Лису и… Петушка.   А в «Дюймовочке» — Жаб-сына, Жука, Мышь и… Эльфа.
— У меня характерное амплуа, разудалые образы легче даются. А вот с лирикой… Ой, как я боялась Пятачка! — Марина закатывает глаза. — Он же вот такусенькая кукла, а я — здоровая тетка… Потом вдруг поняла: с ним надо работать не-е-е-жно.

А Осел из сказки «Мой друг Джин» как ее мучил! Нет, она, конечно, знала, как кричит это животное. Но очень боялась, что получится противно и Бирюкова «перекосит»: «Что за мерзкий голос!» Не успокоилась, пока не научилась иакать естественно и приятно.
В этом спектакле она еще и Мама. Чтобы передать восточные интонации, часами смотрела татарский канал по телевидению. И заговорила  мягко, протяжно, и какие-то слова восточные вплела в песню… Даже коллеги удивлялись: «Откуда у тебя этот восток?»

А после показа спектакля на фестивале «Золотая маска» в театре Моссовета к ней подлетела с объятиями женщина:
— Как же вы так сыграли?! Она у вас и романтичная, и строгая, и сентиментальная, и кокетливая. Где нашли столько красок?
Где нашла… В магазине их не продают, эти краски.

И все-таки о главном
Бирюков то и дело говорит: «Смотри, не загордись». А она рассуждает: «Как тут загордишься? Новая роль — и опять ты ничего не знаешь, ничего не умеешь».
Кукольный театр — это очень серьезно. И люди кладут на него жизнь. Во всяком случае, Прошлакова поступила на службу в 1983 году и вот — в трудовой книжке одна запись. Десять лет назад она получила звание заслуженной артистки России.

— Профессия кукловода — древняя. В Китае есть актеры, которые только водят куклы, есть актеры, которые только озвучивают.  А мы на фестивалях видели, как один человек работает за целый театр — столько придумок сейчас!

Свой «Кукольный дом» Марина называет синтетическим театром — драма, куклы, цирк, балет, пантомима, вокал… Бирюков придумывает спектакли, в которых есть все.  Тяжелая работа. А люди говорят: «Подумаешь!».

Четыре Марининых сестры и мама с отчимом все зовут домой, в Саратов,  и сердятся порой: «Никак ты не наиграешься в свои куклы!».
Но когда однажды возник момент отчаянья и усталости от бытового неустройства (Прошлаковы до сих пор живут в общежитии) и Роман предложил: «Давай, правда, переедем», она ответила: «Если я брошу театр, мне придет конец».

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное