Борис Шигин: «Мы в начале нового пути»

Борис Шигин: «Мы в начале нового пути»

Накануне всякого ответственного шага в своей жизни мы нуждаемся в некой остановке. Для того, чтобы спросить себя: «Куда мы идем? Что будет завтра?».

В такой момент очень хочется, чтобы рядом оказался собеседник, способный помочь расставить все точки над «i», оценить ситуацию, сумев отстраниться от нее, но не остаться  равнодушным к происходящему. Такой способностью всегда славилась русская литература. Поэтому вопросы, связанные с нашим ближайшим будущим, мы адресовали пензенскому поэту, главному редактору литературного журнала «Сура», заслуженному работнику культуры РФ Борису Шигину.

— Борис Владиленович, писатели лучше других чувствуют время, а еще бережно относятся к слову. Как бы вы в трех словах охарактеризовали сегодняшнее время в судьбе нашей страны?
— Начало нового Пути.

— Почему так?
— Мне кажется очевидным, что Россия вступает в новый этап своего развития.

— Каким вам видится этот путь?
— Полагаю, что это путь модернизации и, если хотите, нового уровня духовности. Он принесет много положительного нашей стране. Не зря же знаменитый американский прорицатель Эдгар Кейси, предрекший крах коммунистического режима, писал, что с 2012 года государство Российское примется крепчать и преуспевать. По его предсказанию, именно Россия станет всеобщим центром цивилизаций. Государство получит лидера, способного повести его к небывалым доселе успехам, и всему остальному миру придется смотреть в одну сторону с русскими и быть им благодарными.

— Но на карте мира есть немало стран, которые богаче России. Как вы считаете, есть ли у нас шанс достичь европейского уровня жизни? И что для этого нужно сделать?
— Да, есть страны богаче России. Но не забывайте, что мы только-только выкарабкались из нищеты 90-х, когда получали сахар по талонам, когда зарплата выплачивалась фуфайками и велосипедами.
Для того чтобы зажить богато, нашей стране надо не одно, а хотя бы два десятилетия, прожитых спокойно, без потрясений. Именно об этом мечтал еще Петр Столыпин. Да вот никак не дают… Страшно, когда развитию страны пытаются помешать изнутри.
К тому же я бы не стал вот так категорично жизнь в долг называть богатой. Сегодня государственный долг в Англии составляет 120, в Италии — 150, в Греции — 180, в США — около 100 процентов от ВВП этих стран. У России самый низкий государственный долг в мире, он составляет всего 10 процентов от ВВП.

Что лучше — жить по средствам, развиваться постепенно и поступательно, без революций, планомерно вкладывать средства в развитие человеческого капитала, повышать зарплату учителям и врачам, ученым и работникам культуры, создать 25 миллионов новых рабочих мест для молодежи, о чем говорит сегодня премьер-министр России; или, «осчастливив» всех моментально, жить в долг, занимать деньги, а потом разом уничтожить благосостояние своих граждан, окунуть их в пучину кризиса, как это случилось в Греции? Мы все хотим жить лучше. Только многие почему-то думают, что это возможно сделать быстро в очень молодой и пока еще противоречивой стране. К сожалению, так не бывает.

— Еще с царских времен в среде российской интеллигенции считалось хорошим тоном быть в оппозиции к власти. А вот вы, кажется, выбиваетесь из этого стандарта.
— Я бы сказал иначе: российская интеллигенция романтична, она всегда с огромным воодушевлением воспринимала каждого нового правителя, а потом столь же сильно разочаровывалась в нем. С восторгом был воспринят Хрущев, когда  развенчал культ личности Сталина. Но… оттепель закончилась — закончились и восторги. Примерно так же было с Горбачевым, Ельциным… Сначала — восхищение, потом — разочарование.
Считаю, что главная проблема любого государства — в кризисе политической системы. Система не успевает за временем, устаревает, а правители не хотят замечать этого. Это не только российская проблема — мировая.

В некотором роде такое разочарование стало наступать и в наши дни. Но я рад, что на этот раз российская власть, мне кажется, все-таки услышала общественные настроения и начала совершенствовать и развивать построенную систему. Мы видим изменения и в политическом климате, и в социальной сфере, огромные положительные подвижки идут в армии, оборонно-промышленном комплексе.
У действующей власти есть здравые, вполне осуществимые планы, есть опыт, доказывающий ее дееспособность, есть конкретные завоевания, говорящие о том, что она способна вести страну вперед. Надо только слушать и слышать свой народ!

— В одном из ваших стихотворений есть такие строки: «Не называй страну великой, когда в ней бедствует народ, а власть вдруг Янусом двуликим свободам затыкает рот». Что вы имели в виду, когда его писали? И изменилось ли ваше мнение сегодня?
— Стихи были написаны много лет назад, когда действительно о многом говорить не давали. В СМИ, в литературе царствовала цензура. Теперь все иначе. Более полной свободы слова, чем есть сегодня в России, трудно себе представить. Загляните в Интернет. Какая полемика идет в Твиттере, сколько едких политических роликов и демотиваторов выкладывает молодежь в Сети! И никто не собирается вводить цензуру, ограничивать Рунет, как это делается в некоторых странах. Такая принципиальная позиция наших властей особенно радует. Хотя вакханалия и беспредел, которые царствуют в сетях, не способствуют развитию культуры. Скорее разрушают ее. Но об этом, как водится, мы вспомним позже…

— Как вы считаете, есть ли у пензенцев свой особенный менталитет и в чем он заключается?
— Когда-то на телевидении я брал интервью у Леонида Дубового — известного ученого и экстрасенса. Он сказал, что жители Пензенской области — особенные люди. Они от природы разумны, спокойны, уравновешенны, рассудительны. В этом и состоит наша пензенская ментальность. Конечно, и у нас есть крикуны и бунтари, но их очень мало. Даже митинги оппозиции у нас проходят тихо и мирно.
Возможно, кому-то это не нравится. А мне кажется, некоторая пензенская медлительность — неплохое качество. Потому что, прежде чем принять какое-то решение, пензяк как следует подумает. А это значит, что его решение будет более взвешенным.

— Вопрос в том, повлияет ли это решение, учитывая небольшие размеры региона, на развитие ситуации в России в целом…
— Мне кажется, это тот случай, когда дело не в количестве, а в качестве. Разве можно отрицать влияние, которое оказали на общероссийские процессы и развитие общества Радищев, Лермонтов, Белинский, Ключевский, Мейерхольд, Куприн? А ведь их вырастила и сформировала наша земля.

— Вы считаете, у Сурского края есть особая миссия в судьбе России?
— Безусловно. Возможно, эта миссия заключается в том, чтобы давать России и миру талантливых людей. Известен такой анекдот: когда в Пензе открывался Дом Мейерхольда, на открытие был приглашен Олег Табаков. После речи Георга Васильевича Мясникова, который перечислял деятелей культуры, родившихся на Пензенской земле, знаменитый актер воскликнул: «Такое впечатление, что здесь родились все!».

Этот процесс продолжается и в наше время. Например, по итогам прошлого года наша область заняла первое место в России по числу детей, отмеченных всевозможными дипломами и грамотами международных и российских конкурсов и олимпиад. Если не ошибаюсь, их было 370! А это значит, ничего не изменилось.

Пензенская земля по-прежнему рождает много талантливых людей. И они — главное богатство Сурского края.
Думаю, что в экономике наша миссия связана с развитием высоких технологий. Для этого у нас есть и вузовская наука, и высококвалифицированные инженерные кадры, и промышленная база. В XX веке Пенза успешно работала на космос и оборону страны. Уверен, скоро мы восстановим эти завоевания и позиции.

— Вопрос, который сегодня трудно обойти. Наша страна сейчас стоит перед серьезным выбором. Скажите, что нам может помочь его сделать?
— Прежде всего — здравый смысл. Представьте себе ситуацию. Вам предстоит ехать по новой дороге, преодолеть трудный путь. Свои услуги вам предлагают пятеро таксистов. Один водитель говорит: «Я готов довезти вас, правда, не знаю дорогу». Другой заявляет: «Я примерно знаю дорогу, но только вчера купил права и сел за руль». Третий предлагает: «Я водитель со стажем, но моя машина не прошла техосмотр». Четвертый признается: «У меня хорошая машина, но я сегодня выпил». У пятого же и машина на ходу, и сам он водитель со стажем, и дорогу знает… К кому из пятерых вы сядете в машину? 

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное