Сцена не прощает притворства

Сцена не прощает притворства

Так считаю молодые артисты драмтеатра Юрий Землянский и Анна Арзямова.

В спектакле «Поздняя любовь», премьера которого состоялась в Пензенском областном драмтеатре в ноябре прошлого года, Юрию Землянскому досталась роль неудавшегося адвоката, игрока и ловеласа Николая Шаблова. Анна Арзямова играла роковую красотку, вдовушку Варвару Лебедкину.

Персонажи, прямо скажем, не положительные. Но вот что интересно, в исполнении молодых актеров они не вызывают неприязни. Варвара Харитоновна Арзямовой со своими кознями, шитыми белыми нитками, воспринимается как задиристая девчонка, выманивающая у приятеля шоколадки. А Николаю в исполнении Землянского, пусть и гуляка, и ловелас, не способен на подлость.

И дело тут не только в молодости актеров. Есть, на мой взгляд, в этих красивых и талантливых людях та душевная чистота, которую невозможно скрыть. Даже на сцене. Познакомившись с Анной и Юрием поближе, побывав у них в гостях, я только утвердилась в своем впечатлении.

Пожениться некогда
Они приехали в Пензу в числе девяти выпускников театрального факультета Саратовской государственной консерватории по приглашению художественного руководителя нашего драмтеатра Сергея Казакова. И сразу — участие в постановке «Кукол» знаменитого Валерия Беляковича, где Арзямова сыграла куклу Марилонду, а Землянский — куклу Педро-Каина.

Следом — репетиции «Поздней любви».
— Роли нам были знакомы, этих персонажей мы играли в студенческом спектакле, правда, в разных составах, — говорит Анна. — Тем интереснее было работать с другим режиссером.

Те полгода, что они живут в Пензе, актеры считают фееричными:
— Мы и мечтать о таком не могли! — восклицает Юрий. — Только-только вуз окончили, и  сразу столько «вкусной» работы. И в труппе нас приняли тепло. И видите, какую роскошную служебную квартиру предоставили (молодая пара живет в двухкомнатном номере театральной гостиницы). Только твори и твори!

— Мы настолько заняты в театре, что нам пожениться некогда, — улыбается Аня. — Да и еще осень и зима, по-моему, неподходящее время для свадеб.

— Надо еще определиться, где отмечать такое важное событие: здесь, в Пензе, в Саратове, откуда родом Аня, или в Красноармейске Саратовской области, где живут мои родители, — подхватывает Юрий. — Но затягивать с этим делом не хотим.

Не историк и не психолог
Ребята признаются, что выбор профессии стал для них делом случая. Аня хорошо училась и планировала стать историком. В школьной самодеятельности не участвовала, не занималась ни вокалом, ни танцами.

— Сама до сих пор не могу понять, как решилась податься в актрисы, — разводит она руками. — Я уже подала документы на истфак в Саратовский государственный университет, а тут узнала, что в это же время идет набор в консерваторию на театральный. Тут у меня в голове что-то щелкнуло: а не попробовать ли? И ведь конкурс был — 12 человек на место, а я толком не готовилась. Но каким-то чудом прошла!

Юрий в свои школьные годы чувствовал себя на сцене, как рыба в воде, неплохо танцевал, с удовольствием декламировал стихи:
— Но ничего выдающегося, средние творческие способности. Мечтал заняться психологией, но родители меня не поддержали. Мама все шутила: психолог-мужчина — это не психолог, психолог-женщина — это не женщина. И мой пыл как-то поугас. Неожиданно пришли мысли об актерской профессии. Родители не возражали и даже наняли мне репетитора. Только я сначала не мог решить, что мне ближе, театр или цирк. Но в итоге все же выбрал театр и не жалею. Иначе я бы не встретил Аню…

Студенческие годы пролетели, как один миг. Для обоих это было прекрасное время. Их курс, дружный, веселый, талантливый, и, как сейчас говорят, креативный, был как одна большая семья. Им повезло с мастером — народной артисткой России Риммой Ивановной Беляковой, благодаря которой молодые люди навсегда «заболели» театром.

Аня и Юра танцевали в паре на занятиях хореографией, проводили свободное время в одной и той же компании, а постепенно чувство дружеской привязанности переросло в любовь. 
— В один прекрасный день мы поняли, что хотим больше знать друг о друге, — откровенничают актеры. — Нам стало не хватать встреч только на занятиях и в окружении друзей. Вдвоем оказалось гораздо интереснее.

Синица в руке

Землянский и Арзямова живут театром. Они любят сцену до самозабвения, как любила ее, должно быть, моэмовская героиня, великая актриса Джулия Ламберт: «Говорят, игра — притворство. Это притворство и есть единственная реальность».

— Сцена — место, где невозможно никого обмануть, — убеждена Аня. — В жизни ты можешь убедительно солгать, притвориться другим. Но сцена словно выворачивает человека наизнанку, обнажает его внутреннее «я». Например, если ты груб и агрессивен в реальности, это будет сразу же заметно в твоей игре на сцене. А врожденную интеллигентность не спрячешь под маской бродяги.

Удивительно, актриса как будто озвучила мои мысли про то, что присущая человеку душевная чистота непременно прорвется даже сквозь облик отрицательного персонажа…
— Только бы не завелся внутри червячок «звездной болезни», — переживает Юрий, — когда ты себя начинаешь ощущать гением, убеждаешь себя, что только ты знаешь, как нужно играть, и выходишь на сцену не для зрителя, а для себя, любимого. Надо сказать, это мерзкое зрелище, и, в конечном итоге, ты умираешь как актер, застыв в своем развитии. Театр таких вещей не прощает.

Арзямова и Землянский реально смотрят на жизнь, помня старую пословицу о журавле в небе и синице в руках.
— Мы никогда не стремились в Москву, не грезили о кино и телевидении. Мы живем в таком красивом городе, у нас прекрасная работа, мы независимы материально. А то скитались бы сейчас в столице по съемным квартирам, и как котята бездомные бегали по театрам и кастингам: ну возьми-и-те нас!

Арзямова мечтает сыграть Ларису в «Бесприданнице» Островского и булгаковскую Маргариту, а Землянский говорит, что роли, ради которой он бы помчался на край света, еще не нашел.

По вечерам, когда нет спектаклей, они смотрят телевизор и собирают пазлы, играют с черной кошкой по кличке Зена (купили с рук на Центральном рынке), звонят родителям, которых горячо любят и стараются во всем на них равняться. Талантливые, удачливые, красивые, неиспорченные взрослые дети…

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное