Они моделируют будущее

Они моделируют будущее

20 января в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ педагоги АНО «Федерация детского технического творчества» из Пензы получат награду за лучший инновационный проект «От идеи до модели» в федеральном конкурсе «Проект организации эффективной работы открытого молодежного центра инновационного прототипирования с учетом всех возможностей оборудования».

Команда победителей
За кажущимися сложными терминами стоит довольно простая идея — увлечь детей и подростков техническим творчеством и вырастить из них инженеров-конструкторов, разработчиков, инноваторов.

По сути, наша команда-победитель — АНО «Федерация детского технического творчества» под руководством Сергея Чернова — описала свою систему работы, дополнив ее возможностями развития при условии более мощного оснащения.

Защита проекта состоялась в минувшем декабре, когда на одно из занятий кружка технического творчества в школу № 41 прибыла представительная делегация во главе с известным в стране сподвижником инноваций — генеральным директором Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иваном Бортником.

— Он был потрясен, когда наши мальчишки без труда отвечали на сложные вопросы и показывали просто мастерское владение и технической теорией, и всеми инструментами и механизмами, — с гордостью за своих воспитанников говорит руководитель Федерации Сергей Чернов. — На самом деле в тот день в кружке проходило обычное занятие.

«Обычные занятия» последние годы объединяют более трех сотен людей, в основном детей и подростков, увлеченных авиа-, судо- и авто-моделированием, а также робототехникой. Одни только постигают азы «ювелирной» работы с деталями и механизмами, на счету других — не один титул чемпиона областных и российских первенств, третьи — признанные мастера в своем хобби и своей профессии.

Растим техническую элиту
Когда педагоги Федерации в очередной раз слышат, что «нам не хватает высококлассных токарей, слесарей, сварщиков», им не приходится недоумевать — ответ очевиден. Каждый из них вырос в стенах кружка технического творчества, которых в советское время было множество во всех Домах пионеров. Но когда их финансирование на протяжении полутора десятка лет свелось к нулю, а педагогов растеряли, исчезла площадка, на которой могли бы зарождаться и расти творческие умы, мастера-золотые руки, наши пензенские «кулибины».

— Мы стараемся объединить талантливых педагогов и тех продвинутых ребят, у которых есть потенциал не просто качественно собирать модели, но и в последствии способных вырастить свое хобби до вершин профессионализма, — говорит Сергей Чернов.

Воспитанник кружка 13-летний Данила Пивняк — как раз из таких, у кого мозг заточен под техническое творчество и изобретательство. Быть может, это наследственность: дед Данилы — Виктор Григорьевич давно слывет сварщиком от Бога, а дома у него есть целая мастерская.

В кружке парень занимается третий год и уже умеет все, что, по словам его наставников, требуется добротному преподавателю. А в числе его последних побед — первые места на областных соревнованиях по судомодельному спорту и Первенству Поволжья по автомодельному спорту.
Кстати, чемпионство приносит и доход: 10 тысяч премиальных Данила потратил на новые инструменты.
— Мы не только готовим модели для соревнований. Часто нам приносят сломанные модели, которые мы перебираем, ремонтируем, при этом часть деталей конструируем и изготавливаем сами, — рассказал Даниил. —  Конечно, если бы под рукой был 3D-принтер…
Пока о такого уровня оборудовании пензенские моделисты только мечтают.

Перспективы есть
Увы, но, как любому хорошему начинанию, Федерации приходится выживать и пробиваться практически в одиночку. Воспитанники в кружках занимаются бесплатно. Педагоги-энтузиасты работают безвозмездно. Но кружок технического творчества, по определению, не может «работать» без копейки: каждая «железяка» стоит денег (самый примитивный набор для моделирования — несколько сотен рублей). Выезд на соревнование — десятки тысяч.

Для того, чтобы иметь возможность привлекать средства спонсоров, в один момент единомышленники и решили создать автономную некоммерческую организацию. Правда, главные меценаты пока — они сами. Тем не менее, по утверждению знатоков, Федерация на сегодня — первая по оснащению в области. И не одни соревнования любого уровня не завершаются без побед их мальчишек.

Но даже энтузиастов жизнь заставляет быть прагматиками. Сегодня педагоги АНО думают над созданием какого-либо кооператива или предприятия другой формы собственности, что позволит привлекать средства грантов, а также заниматься реализацией своих идей с последующей их коммерциализацией.

СПРАВКА
Главная цель федерального конкурса — найти такие команды инноваторов, которые способны обеспечить развертывание в своих регионах и на территории Российской Федерации сети центров прототипирования (быстрого «макетирования», создания опытных образцов и работающих моделей системы).

Победители и лауреаты конкурса в 2012 года будут приглашены к участию в конкурсе на предоставление оборудования для центров прототипирования, который будет проводиться в рамках программы Министерства экономического развития России по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Свои проекты на суд жюри представили 94 команды со всей России. От Пензенской области были заявлены четыре команды, одна из которых вошла в десятку победителей, а три оставшиеся — в тридцатку лауреатов конкурса.

Мысли вслух
Василий Бочкарев, губернатор Пензенской области:
— В области реализуется целый комплекс мероприятий по формированию всех элементов инновационной системы. Как инновационный регион мы имеем высокий коэффициент — 89. Но наша задача — сделать все, чтобы молодые инициативные люди оставались в Пензе и могли в полной мере реализовать себя, а также зарабатывать не меньше, чем в столичных мегаполисах. У нас нет ни нефти, ни алмазов. Главное наше достояние — это люди, их живой ум, инициативность и любовь к родной земле. И я, как губернатор, буду всячески поощрять эти качества.

Юрий Кривов, начальник Управления инновационной политики и спецпроектов Пензенской области:
— Наш опыт показал, что главной темой в развитии инноваций является человеческий ресурс, имеющийся потенциал и компетенции. Начинать развивать инновационное мышление необходимо с раннего возраста. Средняя школа, система дополнительного образования, вузы должны играть первостепенную роль в воспитании инновационно мыслящей молодежи.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное