Курс — на выздоровление

Курс — на выздоровление

С какими итогами подходит наша медицина к завершению года?

Об этом «Землякам» рассказал заместитель министра здравоохранения и социального развития Пензенской области Павел Дегтярь.

— Павел Сергеевич, средства, привлеченные на модернизацию здравоохранения Пензенской области, поначалу потрясли: 5 с лишним миллиардов — впервые за последние годы такой серьезный транш. Но успеваем ли мы освоить эти средства?
— Все средства, которые получены, освоим, безусловно. К тому же каждый рубль имеет целевое назначение: деньги из федеральной казны выделялись с учетом конкретных потребностей наших медицинских учреждений.
Но главное не в освоении даже, а в том, чтобы укомплектовать поликлиники, диагностические центры, стационары оборудованием, которое соответствует современным потребностям. В этом нуждаются и наши пациенты, и медперсонал всех звеньев. Этого требует и закон РФ «Об охране здоровья граждан».

— Миллиардные средства в полной мере покрывают потребности пензенского здравоохранения?
— Дело в том, что в медицине невозможно решить все проблемы раз и навсегда. Здравоохранение — та отрасль, которая постоянно и весьма стремительно развивается: например, часть оборудования, которое мы приобретали 10 лет назад, морально устаревает. Так, в свое время было прогрессом иметь 4-срезовый томограф. Сегодня требуется, как минимум, 16-срезовый, и все межрайонные больницы такими установками теперь укомплектованы. То есть с появлением возможностей мы обновляем «арсенал» наших клиник.
В то же время надо быть рачительным хозяином. Это как с мобильным телефоном: сегодня ты покупаешь новинку за 10 тысяч рублей, через полгода она же стоит 7 тысяч, а через год, допустим, в половину дешевле.

— То есть недостаток средств заставляет экономить?
— Лучше сказать — расходовать разумно и исходить из реалий. Например, мы знаем, что некоторые лечебные учреждения области (а всего их 57), по хорошему, требуют не капитального ремонта, а реконструкции. Но федеральная программа предусматривает выделение средств именно на капремонт и завершение строительства. И мы подобрали такие объекты, к которым можно было бы «прицепить» бюджетное финансирование. В этом году должны завершиться работы в Кузнецке, объект в Каменке — планово переходящий на 2012 год.
В целом, сегодня на 60 объектах идут ремонтные работы. Одновременно с подготовкой помещений устанавливается новое крупное оборудование: флюорографы, момографы и т. д. Часть аппаратов уже работает, мы стремимся, чтобы сразу после установки оборудование «запускалось».

— Судя по перечню, основную ставку вы делаете на диагностическое оборудование?
— По целому ряду заболеваний значение точной диагностики действительно сложно переоценить. Прежде всего, в онкологии. Является фактом, что в последние несколько лет заметно вырос процент выявления онкологических заболеваний на ранних стадиях. Благодаря чему большее число пациентов людей удается спасти.
Другое дело, что наше общество до сих пор не привыкло заниматься профилактикой: пока не заболит — в больницу ни ногой. Хотя те же момографические обследования абсолютно доступны и позволяют либо убедиться, что все в порядке, либо вовремя начать лечение и сохранить пациенту жизнь.
Или флюорографические исследования. На сегодня нам удалось охватить ими свыше 65% населения. Это рывок по сравнению с прежними годами, но и не идеал: треть населения не стремится проходить процедуру, хотя она и бесплатная, и практически безвредная (в сравнении с тем часто невосполнимым ущербом, который способны нанести организму не вовремя выявленные болезни!)

— Какие еще направления в приоритете в части финансирования?
—  Кроме названных, конечно, те, которые охватывают наибольшее число пациентов и улучшение ситуации в которых способно снизить смертность. Прежде всего, это усиление позиций в лечении сердечнососудистых заболеваний. Специализированные отделения действуют на базе областной больницы им. Бурденко и горбольницы им. Захарьина, а также в Кузнецке и Каменке. Аналогичные отделения вскоре заработают в Сердобске и Нижнем Ломове.
Еще одна позиция — дорожный травматизм. Кроме специализированного оборудования успешно справляться с ним позволяет полностью обновленный автопарк: в 2011 году мы закупили автомобили повышенной проходимости, которые способны оперативно доставить бригаду медиков в любую точку области.

— Значит, «транспортный вопрос» до последнего времени оставался проблемным в пензенской медицине?
— «Мелочей» в здравоохранении не бывает, и вовремя прибывший к пациенту врач – половина успеха. Я считаю, заслугой пензенского здравоохранения, что мы нашли возможность на 100% обновить автопарк. Не так давно будучи в московской академии госслужбы на учебе, я узнал, что подавляющее большинство регионов в рамках программы «Развитие скорой помощи на селе» ставят в приоритет оснащение санитарным транспортом, прося на это федеральные средства. Пензенская область же решает уже другие задачи, скажем так, более технологичные.
Кстати, эта активность и наши результаты позволяют привлекать новые средства. Например, чтобы один только ремонт медучреждений одновременно вошел в несколько федеральных программ — это нонсенс! А Пензенская область сумела пробиться и доказать состоятельность своих проектов.
В 2011 году мы вошли во все (!) федеральные программы. А в следующем году к финансируемым госбюджетом программам добавится еще и наркологическая помощь.

— В области хватает специалистов, способных работать на новом оборудовании, по новым требованиям?
— Обучение, повышение квалификации для медиков дело привычное. Но мне хотелось бы сделать акцент на вопросе привлечения молодых специалистов. На днях я встречался с будущими выпускниками медучилища. Часть из них пойдут доучиваться на врачей, и это правильно, и вся мировая практика об этом говорит: специалисты получатся лучше. Но основной вопрос у ребят — как прожить начинающему медику на штатную зарплату. Хотя зарплата среднего медработника по области составляет 15 тысяч рублей, в ряде учреждений до сих пор люди получают по 4200.
Выход есть — работать в селе. Вы знаете, какие преференции в последнее время даются молодым кадрам: надбавки, «подъемные», жилье, к тому же расходы в разы меньше, чем в областном центре. В конце концов, вернуться на малую родину стоит ради того, чтобы не говорить потом своим внукам: деревни, где я родился, уже нет на карте.

— А все остальные врачи и медсестры какой поддержкой пользуются?

— В первичном звене 100% специалистов получают доплаты по 5100 рублей (кроме врачей общей практики: те получают по 10 тысяч в рамках нацпроекта). Около 70% медработников среднего звена, работающих в поликлиниках, получают доплату по 2800 рублей.
Кроме того, надбавки к зарплате предусмотрены стандартами медицинской помощи для тех, кто трудится в сфере сердечнососудистых заболеваний, бронхиальной астмы, травматологии, онкологии.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное