Малый бизнес «посеяли». Каким будет урожай?

Малый бизнес «посеяли». Каким будет урожай?

Интервью Павла Кузнецова газете «Земляки».

Исполняющий обязанности начальника управления развития предпринимательства Пензенской области Павел Кузнецов рассказал «Землякам», какие виды господдержки для малого и среднего бизнеса будут действовать в следующем году, почему стартовый капитал — не главное условия для создания своего дела, и к чему приводит отсутствие ответственности перед будущими поколениями.

«Мы даем предпринимателям удочку. А рыбу они ловят сами»
— На недавней пресс-конференции первый зампред правительства области Владимир Волков сказал о том, что в следующем году грантовая поддержка начинающих предпринимателей в Пензенской области будет сведена к минимуму. Он объяснил, что акцент будет сделан на поддержке ранее созданных предприятий. В то же время региональное министерство экономики представило итоги социологического опроса. Почти половина опрошенных указали, что потенциальные предприниматели чаще всего не начинают свой бизнес из-за отсутствия стартового капитала. Получается, кто не успел, тот опоздал?
— Государственная поддержка в виде грантов для начинающих предпринимателей в следующем году сохранится. Вопрос, в каких объемах. Но, в отличие от нынешнего года, мы сделаем упор на другие инструменты развития малого и среднего бизнеса — субсидирование процентной ставки по кредиту и первоначального взноса по лизингу. На мой взгляд, это именно то, что нужно предпринимателям. Потому что, открыв свое дело, многие из них испытывают нехватку финансовых средств.

С одной стороны есть предприниматели, которым нужны деньги на развитие бизнеса. И есть банки, которые готовы предоставить деньги для реального сектора экономики. Но процент, который они устанавливают, для бизнеса слишком высокий. В этой ситуации наше управление выступает своего рода связующим звеном. Обычная ставка по кредиту — 14-16%. Мы субсидируем ставку рефинансирования. И для предпринимателя фактическая стоимость кредита составляет примерно 5% годовых — даже меньше, чем инфляция. Таким образом, деньги для бизнеса становятся более доступными.

У нас есть еще один мощный финансовый инструмент — поручительство. Есть гарантийный фонд «Поручитель», который выступает посредником между предпринимателем и банком. Под его поручительство можно получить до 10 млн. рублей.

Наша задача — донести до предпринимателей информацию об этих возможностях. Мы проводим выездные семинары, раз в неделю выезжаем в районы, приглашаем предпринимателей, собираем представителей банков, налоговой службы и Пенсионного фонда, проводим разъяснительную работу. Еще есть «Университет малого бизнеса», в котором проводят обучение основам предпринимательства. Также мы встречаемся со студентами вузов, пытаемся в них разбудить предпринимательский талант. Как мне кажется, эта работа представляет собой бесконечный процесс. Но она играет важную роль в развитии малого и среднего бизнеса.

— Сколько новых предприятий «посеяли» в Пензенской области с помощью грантов на развитие своего дела?

— За неполные три года (не считая декабря этого года) 675 субъектов малого и среднего бизнеса воспользовались государственной поддержкой в виде грантов, и около трехсот получат ее в декабре. Но наша задача не просто создать субъект предпринимательства, а создать условия, при которых этот субъект не просто «проест» грант и начнет стагнировать, а продолжит свое развитие, расширяя бизнес. Работая в этом направлении, мы со следующего года вводим программу связанных кредитов для малого бизнеса в ведущих банках области.

— Кто эти молодые предприниматели?
— Активные люди трудоспособного возраста. В основном — те, кому от 25 до 35 лет. Причем в городах среди предпринимателей больше молодежи, а в районах это зачастую люди за 40.

— Какие сферы деятельности активнее всего осваивают начинающие предприниматели?
— Если говорить про село – конечно, сельское хозяйство. А в районных центрах и городах — прежде всего сфера услуг: например, придорожный сервис, парикмахерские.

«Предпринимательство — такой же талант»
— Вы говорили о том, что ваше управление помогает сделать кредиты доступными для малого бизнеса. Но ведь предприятию нужно время, чтобы встать на ноги. Сейчас на те средства, которые начинающие предприниматели получают на развитие дела, они приобретают оборудование, крутятся, у них появляются заказы, и необходимость в кредитах появляется примерно через год. Но легко ли раскрутить бизнес без поддержки государства, используя только свои деньги в качестве стартового капитала?
— Понимаете, гранты — не социальный продукт. Грубо говоря, мы не занимаемся благотворительностью. Человек, который идет в предпринимательство, должен обладать некими качествами, в том числе — гибкостью ума. По моему мнению, большая часть нашего населения занимает пассивную позицию, и это видно по итогам опроса, на который вы ссылались. Неверно думать, что возможность открыть свое дело зависит только от наличия стартового капитала. С таким подходом человек, даже если получит грант, не сможет выжать из него максимум. Ведь предприниматель не рискует — фактически государство выдает ему деньги, принимая риски на себя. И я не уверен, что с таким отношением все 100% получателей грантов крепко встанут на ноги.

— Отслеживаете ли вы те проекты, на которые были выданы гранты? Какая отдача от этих предприятий?

— В обществе примерно 12% людей, которые могли бы успешно заниматься предпринимательством. Предпринимательство — тот же талант, как умение петь и танцевать. Надо четко понимать: далеко не все, кто получил гранты, превратятся в бизнесменов. Если 30% из них в дальнейшем займут свое место в экономике, превратятся в устойчивые семейные предприятия — я считаю, это будет успех. Ведь наша задача в конечном счете — увеличить плотность малого и среднего бизнеса в реальном секторе экономики. Сейчас она совершенно незначительная — менее 10 процентов. Для сравнения: в европейских странах плотность малого и среднего бизнеса в реальном секторе экономики составляет 80-90 процентов.

Государство использует деньги налогоплательщиков и выдает гранты для того, чтобы создать единицу бизнеса, и эти деньги должны вернуться в бюджет Пензенской области в виде налогов. Если этого не происходит, это не значит, что программа плохая. Значит, предприниматель не оправдал тех надежд, которые на него были возложены.

— И последний вопрос. Многие люди, которые фактически занимаются малым бизнесом — предоставляют какие-то услуги, что-то производят, — делают это как частные лица. Они не хотят регистрироваться как предприниматели, потому что не хотят платить налоги и платежи в Пенсионный фонд и не желают проблем с чиновниками. На ваш взгляд, чем можно убедить их работать легально?
— Я считаю, дубиной ничего не исправишь. Моя личная точка зрения — у нас, у россиян, отсутствует понятие ответственности перед будущими поколениями. Да, мы в какой-то степени понимаем, что ответственны перед стариками, но про детей и внуков при этом не вспоминаем.

Общаясь с бизнесменами в других странах, я пытался понять их позицию. Как-то на конференции в Арабских Эмиратах я поднял вопрос о коррупции и взятках. И получил четкий ответ от своих коллег: неужели мы будем воровать у своих детей? Они понимают: не платя налоги сегодня, они не просто воруют эти деньги у государства — они отнимают их у своего будущего.

У нас эта ответственность не развита, ее просто нет. Мы живем сегодняшним днем, не задумываясь, как мы будем жить лет через двадцать-тридцать. Это большая проблема. Порой, когда начинаешь об этом говорить, разговор вызывает усмешку. Что за настроения? Если ты живешь в России, хочешь, чтобы твои дети жили здесь — об этом надо задуматься.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное