О чиновниках, чинушах и выборе женщины

О чиновниках, чинушах и выборе женщины

Работа на ответственной должности стала для главы Ленинского сельсовета настоящей школой жизни. И она в этой школе – отличница.

Название сельсовета не давало острым языкам покоя ни раньше, ни сейчас. Любые нововведения встречались иронично: «Ну конечно, вы же – ленинцы! Вам и положено быть впереди».

Шутки шутками, но если объективно, по многим показателям Ленинский сельсовет действительно в числе первых по Пензенскому району. За последние несколько лет (исключительно на средства местного бюджета) здесь были капитально отремонтированы школа и врачебная амбулатория, открыт новый Дом культуры, установлена мини-котельная с современным оборудованием, по 185-му Федеральному закону отремонтирована треть жилых домов. А в ближайшее время начнется строительство целого микрорайона, состоящего из 260 частных домов.

– У нас и сейчас с демографией все в порядке, – рассказывает глава сельсовета Раиса Горячкина. –  Молодежи нет смысла рваться в город: работой людей обеспечивают три завода – два комбикормовых и асфальтобетонный. А после сдачи поселка сюда потянутся и горожане.

Логика такая: жить «на природе» – мечта практически каждого обитателя каменных джунглей. Да и удаленность от областного центра не остановит: до Пензы всего 10 минут на машине. Так что в ближайшее время у «продолжателей дела Ленина» есть все шансы стать пензенской Рублевкой. 

Но у Раисы Горячкиной, затеявшей этот проект, другая (прямо-таки советская!) цель: лучшее будущее. Не познакомься я с ней поближе, наверное, не поверила бы…

Быть человеком

Раиса Сергеевна впервые увидела Ленино четверть века назад: городская девчонка, ни разу даже лето не проводившая в деревне, приехала смотреть будущее место жительства. Ответственное дело доверил муж Виктор: «Если понравится – переедем».

В Пензе они жили с родителями мужа, отдельный угол не планировался даже в перспективе. Однажды, читая газету «Пензенская правда», Рая случайно остановилась глазами на объявлении: «Комбикормовый завод примет рабочих. Предоставление квартиры – через три месяца». Они решились.

– День переезда никогда не забуду, – говорит Раиса Горячкина. – Мама бросилась мне на грудь и, рыдая, твердила: «Милая, куда вы едете? Это же деревня!». Я сказала: «Мам, люди везде живут. Вы же с отцом меня учили: будь человеком – и люди к тебе потянутся».

Выстояла

За четверть века Раиса Сергеевна о своем решении не пожалела ни разу. Хотя случалось всякое. Квартиру они с мужем, к своему удивлению, дейст­вительно получили через три месяца. До перестройки женщина работала на комбикормовом заводе, а потом… ни работы, ни перспектив.

– Нашему сыну тогда десять лет было, – вспоминает моя собеседница. – Приходит он как-то домой и рассказывает с горящими глазами: «У ребят «Сега» есть»! И так – каждый день. А нам какая «Сега» – чуть ни с хлеба на воду перебиваемся. Ради Дениски пошла торговать.

Виктор на стареньком «запорожце» привозил жену на рынок. А она, пунцовая от стыда, продавала помидоры и украдкой вытирала слезы.

– Через себя переступала, но уйти не могла – ведь дома ждал Дениска. И он был не виноват в том, что творилось в стране.

Этот период стал для Раисы Сергеевны хорошей школой жизни – и она выстояла. На шести сотках сажала до 400 корней помидоров, на вырученные от томатов деньги купила и «Сегу», и новый телевизор.

А в психологическом плане получила еще больше – научилась гибкости. Именно этого качества часто недостает нам в период сложных проблем – понимания, что ради значимой цели можно и полы мыть, и улицу мести, и за прилавком стоять. Причем с радостью. Несмотря на два высших образования и ранее занимаемые должности. Потому что «надо»! А вот необоснованные принципиальность, гордость («Не хочу!», «Не буду!») только помешают.

Потом, уже на посту главы, Раиса Сергеевна не раз готова была бросить все, написать заявление об уходе. Но остывала и думала: «Как же детский сад? Если уйду – его может и не быть. А людям это нужно…».

Начинать с себя

Главой сельсовета Раиса Сергеевна стала 13 лет назад – уж очень люди просили. Они уже поняли, что Горячкина полностью подтверждает «значение» своей фамилии: горячая, быстрая, подвижная, энергичная.

– Действительно, я такая и есть, – смеется женщина. – Девичья фамилия Савинова никак мою суть не отражает. А эта, вторая, видимо, Богом дана.

Сначала после предложения ответственной должности она испугалась: «Не смогу. Не достойна». И вспомнила слова отца, который долгое время руководил Пензенским мясокомбинатом:

– Есть два вида руководителей – чиновники и чинуши. К первому придешь – он если и не поможет, то хотя бы выслушает, совет даст. А второй будет тебя гонять неделями: приди завтра, послезавтра. Это значит – никогда. Услышишь такие слова – уходи, не трать время.

Горячкина с детства думала: если доведется ей стать руководителем, то только настоящим. Чтобы не было стыдно ни перед людьми, ни перед собой, ни перед отцом.

На должности главы она вывела и свои правила. Например, никогда не закрывать дверь рабочего кабинета: «Люди ко мне за помощью идут, что ж их у порога держать». Или вот – начинать всегда нужно с себя. Субботник? Что ж, значит, нужно первой выходить на улицу с метлой в руках. И никакого приказного тона.

Здороваюсь с солнцем

Я провела с Раисой Горячкиной почти целый рабочий день и не уставала удивляться ее энергии, теплоте, отзывчивости. Эмоциональное «выгорание» – неизбежный побочный эффект ряда профессий: онкологов, спасателей, чиновников… Не потому что люди плохие, а потому что это реакция психики на снежный ком негатива, с которым они сталкиваются каждый день. Но некоторым удается сохранить себя.

– Как мне удалось остаться «настоящей»? – Раиса Сергеевна смущается. – Я не считаю себя какой-то особенной: у нас, в Ленино, что ни человек – сокровище. Благодарить за них Бога я не устаю каждый день.

Потом, за чаем, Раиса Сергеевна все-таки проговаривается… Встает она рано, в пять-полшестого утра – вместе с солнышком.

– Выхожу на балкон, протягиваю к нему руки, здороваюсь – и пальцы начинает покалывать. Значит, энергия идет. Так вот и «заряжаюсь» на весь день.

А потом еще и физическая зарядка, и обливание ледяной водой.

– Когда муж слышит плеск воды в ванной, говорит, что у него аж мурашки по коже, и ныряет под одеяло с головой, – смеется Раиса Сергеевна. – А мне ничего, нравится. Такое чувство, будто тела нет, остается только душа – и ты летишь, летишь…   

Ирина БАЛАШОВА,
фото Дениса БУХЛАЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное