«У туристов должен быть выбор, как в хорошем супермаркете»

«У туристов должен быть выбор, как в хорошем супермаркете»

Председатель комитета Пензенской области по физической культуре и спорту Григорий Кабельский рассказал «Землякам» о самых перспективных направлениях развития внутреннего туризма, с какими проблемами сталкиваются предприниматели и где есть свободные «ниши» для желающих открыть свое дело.

Кто едет отдыхать в глубинку?
— В туристический бизнес войти не просто: чтобы построить базу отдыха или создать другой подобный объект для привлечения туристов, требуются инвестиции как минимум в несколько миллионов рублей. Но есть и другой вариант: наша газета писала, как в одном из сел Земетчинского района создали кооператив, который взял в аренду у сельсовета старый домик, восстановил его, и использует его для приема гостей, желающих отведать деревенской «экзотики». Насколько востребовано это туристическое направление?
— Давайте подумаем, кому это может быть интересно. Иностранным туристам? Но они пока что приезжают к нам очень редко. Жителям мегаполисов? Может быть. Но я не видел еще ни одного места, где была бы, например, полностью воссоздана деревенская жизнь в интерьерах начала 20-го века. Сама по себе идея хорошая, и все заинтересованные люди понимают, что нужно делать. Но четко оформленной концепции пока нет.
Если говорить про развитие внутреннего туризма в целом, то в Пензенской области есть много озер, где потенциально можно было создать базы отдыха. На выставке «Туризм и отдых», которая проходила в Пензе в конце ноября, мы проводили круглый стол и услышали много таких предложений.

Другое дело, у предпринимателей зачастую нет концепции развития. Можно, конечно, построить домик, сдавать его в аренду и получать прибыль. А что делать, чтобы отдыхающие приезжали не только летом, и не только по выходным, но и осенью, и зимой? Этого понимания у многих предпринимателей пока нет.
На круглом столе, который проходил в рамках выставки, выступал создатель базы отдыха в Большом Вьясе. Для него сейчас проблема привлечь посетителей в будние дни. По выходным от клиентов отбоя нет: базу отдыха «раскрутили», туда с удовольствием едут провести субботу и воскресенье. Но что делать с понедельника по пятницу, когда база простаивает, пока не понятно. Нужно предложение, которое «зацепило» бы людей, заинтересовало их приехать на всю неделю.
Вместе с тем очень важно, что желание заняться организацией отдыха у предпринимателей есть. На круглом столе мы убедились, что такие проекты появляются во многих районах области.

— Другой вопрос: кто-нибудь просчитывал потенциальный спрос на все эти туристические услуги? Приедут ли к нам жители мегаполисов, которые захотят отдохнуть в глубинку, и поедут ли жители городов Пензенской области, у которых есть финансовая возможность и желание отдохнуть недалеко от дома с качественным обслуживанием и определенным уровнем комфорта?
— Я в этом году никуда не ездил в отпуск. И задал себе вопрос: куда в Пензенской области можно было бы поехать, чтобы отдохнуть? Я профессионально занимаюсь вопросами развития туризма, был во многих местах и знаю некоторые из них, где достаточно интересно. Но, честно сказать, я не захотел бы проводить там отпуск полностью. Прежде всего потому, что знаю: через несколько дней там надоест. Да, там хорошая природа. Можно погулять по лесу, позагорать, если хорошая погода, можно грибы собирать, в баньке попариться, и, наверное, все.

Есть и другая проблема. Люди, которые приезжают в санатории и дома отдыха Пензенской области, спрашивают: что можно посмотреть в ваших краях из культурных достопримечательностей? Но те же санатории, которые работают не один десяток лет, оказывается, почти ничего не могут предложить своим клиентам. У них нет связей с компаниями, которые занимаются внутренним туризмом. Хорошо, если можно организовать поездку в Тарханы. Но ведь в нашей области много и других замечательных мест, куда можно было возить туристов и зарабатывать на этом деньги.

По полям на квадроциклах, по Хопру – на лодках
— Главная наша задача — создать качественный туристический продукт для разных слоев населения с разными видами отдыха. У туристов должен быть выбор, как в хорошем супермаркете. Например, чтобы была возможность проехать по Пензенской области на квадроциклах. Можно устраивать путешествия на велосипедах. Как-то к нам приезжали пенсионеры из европейских стран — Голландии, Италии, Франции, — которые путешествовали таким образом и десять дней колесили по нашей области: мы для них устраивали культурную программу. Они были очень довольны, но такие туристы были в Пензенской области всего один раз.

— На ваш взгляд, какие направления внутреннего туризма для Пензенской области самые перспективные?
— Большое и интересное направление — паломнический туризм. У нас есть все для его развития, много великолепных святых источников — это просто фантастика. Мы хотим, чтобы у каждого такого места была своя история, своя легенда. Если эти источники «раскрутить» как следует, я уверен, они нисколько не будут уступать по популярности Дивеево, куда каждую неделю едут тысячи паломников.
Можно развивать образовательный туризм. Пензенская область славна литературными традициями: это и Лермонтов, и Белинский, и Куприн, и Радищев. Должна быть сеть образовательных маршрутов для школьников, а также для взрослых, кто этим интересуется.
Очень перспективное место для развития туризма — Золотаревское городище. Сейчас мы ведем работу по созданию программы его развития — потенциал у него огромный. Но нужен инвестор, который был бы готов вложить деньги, чтобы создать качественный туристический продукт.

Другое интересное направление — сплав по Хопру. Мои друзья каждый год сплавляются по рекам нашей области, и получают от этого огромное удовольствие. По большому счету, этим направлением туризма еще никто не занимался. Но почему бы не организовать для туристов сплав по Хопру или по другим нашим рекам? Это отличный активный отдых. С одной стороны, это путешествие по первозданной природе. С другой стороны, можно присоединить к этому маршруту и сельский туризм, предусмотреть ночлеги в домиках.

Нельзя забывать и про событийный туризм. Мы ставим задачу, чтобы в каждом районе проводили мероприятия, которые привлекали бы людей как в качестве участников, так и зрителей. В Белинском районе это Лермонтовский праздник.
Есть и другой пример — в этом же районе давно проводят кулачные бои. Такого больше нигде нет! На эти бои едут люди со всей России — и посмотреть, и поучаствовать. Кулачные бои проходят по исторически сложившимся правилам. Да, это достаточно жестоко. Но собирает очень много зрителей.

Еще одно направление — промышленный туризм. В Никольске есть уникальный музей стекла и хрусталя. Можно было бы создать такой туристический маршрут, когда посетители получили бы возможность увидеть производство изделий из хрусталя своими глазами, может быть, попробовали бы что-то сделать, а затем шли в музей посмотреть на шедевры, сделанные мастерами.

Кроме того, не стоит забывать про развитие народных промыслов. Когда мы проводили в Вадинске легкоатлетическую эстафету, там продавали сувенирные матрешки. Оказалось, их привезли из Нижнего Новгорода! В Пензенской области есть абашевская игрушка, ее традиции живы, но нужно развивать и другие промыслы. И это тоже перспективно как с точки развития бизнеса, так и культурных традиций. Так что работы в этом направлении — непочатый край.

На фото: База отдыха «Армиево» под Шемышейкой.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное