Своих не бросаем: в Лунино работает пункт плетения маскировочных сетей

Мастерицы трудятся в администрации  

Своих не бросаем: в Лунино работает пункт плетения маскировочных сетей

Наталья Литовченко вместе с единомышленниками и с поддержкой администрации открыла пункт плетения маскировочных сетей в Лунино. Благодаря усилиям активистов бойцы-земляки получают помощь и весточки из родного дома.

Без перерыва и с одним выходным

Каждый день лунинские мастерицы с 8 утра и до 12 дня приходят в местную администрацию, чтобы помогать. Именно здесь с февраля этого года открылся пункт плетения маскировочных сетей, которые отправляются на фронт к бойцам. Около десяти женщин во главе с Натальей Литовченко своими руками делают защиту для блиндажей, окопов, техники, чтобы дроны не смогли заметить позиции наших ребят. Атмосфера здесь царит дружеская, даже домашняя, женщины перебирают сети, натягивают на стойку, кто-то режет ленточки, кто-то вплетает их в сеть. Не скучно никому. Бывает, что на помощь по своей инициативе приходят старшеклассники местных школ, и в дни осенних каникул они также пришли поддержать и помочь. Трудятся не только представительницы прекрасного пола. Сети изготавливают и мужчины. 

IMG_1802.JPG

– Сейчас у нас условно в «штате» три дедушки, один из них даже из дома не выходит. Они в прошлом рыбаки, рукастые, знают, как плести сети. Делают основу, мы у них забираем, но часто все равно покупаем уже готовую. А мужчины нас всегда выручают, особенно сейчас, когда стоит острая необходимость в сетях. Мы им за это благодарны, а они говорят, что хотя бы так можем помогать, – рассказывает Наталья. 

Среди активисток есть и тетя Шура, она здесь не просто так, у нее личная история – сын и зять в зоне СВО.  Женщина рассказывает, что буквально недавно звонил сын, он переживает за свою мать, чтобы не была одна. 

– А я здесь не одна, я с подругами и сынкам нашим помогаю, они для меня все дети. Каждый день в 7:30 я как штык прихожу сюда, уже не могу без этого. Я даже строки придумала про наш труд: «Всем заранее спасибо за тепло ваших сердец. Будем мы плести все вместе, чтоб остался жив боец», – зачитывает на ходу свое четверостишье тетя Шура. 

Начинали с малого

дети рисуют наклейки для свечей наф ронт.jpg

Наталья Литовченко вспоминает, как в прошлом году после объявления мобилизации многие ее знакомые и земляки были призваны в ряды военно­служащих. Она не раз ездила на вокзал провожать ребят. Те события не оставили 35-летнюю женщину равнодушной. До всех событий Наталья несколько лет занималась своим делом – вязала игрушки на заказ и продавала их через Интернет. Дело шло, клиентская база наработалась, но для себя решила, что сейчас плетение сетей важнее.
Вязание не бросила, но теперь это не основная ее деятельность. 

– Мне было как-то стыдно за себя,  у многих жизнь поменялась, теперь они бойцы, а их родные ждут здесь. А у нас, получается, все по-старому должно остаться? Я не могла быть в стороне. В то время меня поддержал супруг, он мне помогал дома обшивать сети. И сейчас, если прошу, делает. А тогда я узнала о создании группы «Пенза своих не бросает». Сначала просто средства переводила, потом решила со своей подругой Ириной, что нам в Лунино тоже надо такую группу создать. В итоге у нас есть «Лунино своих не бросает», сейчас больше тысячи подписчиков. Мы думали, что и у нас надо плести сети, решили, что будем это делать дома, понемногу. 

Однако об идее женщин узнали в местной администрации и помогли: выделили помещение на первом этаже, плотники смастерили стойки, пригласили активистку из Пензы, которая рассказала об особенностях плетения сетей. И в феврале этого года пункт начал свою работу.  

Кроме того, небольшой пункт есть в ДК района Лунино-1, его работники также изготавливают маскировку.

Спасительный станок

Наталья Литовченко теперь режет ткань на станке, что облегает труд.JPG

Рулоны ткани закупили на предприятии, производства уже готовят под массети цвет и фактуру. Моток толщиной в 290 метров и шириной в 160 сантиметров резали вручную на полу. Это был долгий и сложный процесс. Увидев, как мучаются женщины, Руслан, муж Ирины Есенбаевой, тоже активистки, решил облегчить труд. Он смастерил простой деревянный станок: бобина ткани кладется на него, и канцелярские ножи уже режут ткань на ленточки. А на второе приспособление вешают уже ленты ткани и режут под нужный размер по длине. Дальше женщины вручную делают из лент елочки и после этого нанизывают их на сеть. 

– Сейчас у нас два станка, один большой, он остался у Ирины в доме, а маленький мы используем в работе здесь, в администрации. Процесс благодаря этому стал быстрее в разы, – пояснила собеседница. 

На данный момент готовятся комплекты на херсонское направление. Уже поступили заказы на зимние маскировки: они должны создавать эффект грязного снега. Ткань уже закупили и приступают к работе. Чтобы как-то скрасить непростые будни бойцов-земляков, лунинцы вкладывают в посылки на фронт письма детей, рисунки, поделки. Помогают и в сборе гуманитарной помощи, которую также отправляют местные жители. 

– В конце октября пенсионеры решили передать грузовой УАЗ на фронт. Его отремонтировали и повезли прямо на нем груз, в том числе и наши массети, – пояснила Наталья.

Блиндажные свечи

Тетя Шура каждое утро начинает свой день с плетения сетей.JPG

По вечерам или в свободное время Наталья Литовченко вместе с подругой Ириной Есенбаевой льют окопные свечи. 

Они начинали свою активистскую деятельность именно со свечей, а потом перешли на сети. Теперь делают и то и другое, почти за год их работы на фронт было отправлено больше тысячи парафиновых баночек. Процесс трудоемкий, но без этого, казалось бы, простого приспособления в окопе буквально не выжить. Порой электричества нет, а топлива для буржуйки может не хватить. Спасают именно они – свечи. 

– Окопные свечи помогают согреться, дают освещение, а еще с их помощью можно погреть воду для чая или подогреть пищу, а одна такая свеча дает 8 часов непрерывного горения, – объясняет Литовченко. 

Как основу под свечи используют жестяные банки, их найти не проблема – столовые и крупные ТЦ из Пензы мешками отдают их. Парафин закупают, а недавно настоятель местной церкви отец Павел принес несколько мешков огарков от церковных свечей.

Чтобы изготовить одну партию, для начала нужно привести в порядок банку – отмыть и просушить. Затем нарезать картон полосками и заполнить ими емкости. После этого начинается процесс плавления. В чайничке расплавляется парафин, сначала его разливают чуть-чуть, чтобы картон схватился, затем добавляют еще, чтобы заполнить пространство внутри, и напоследок добавляют еще парафина. Фитиль также из картона. Прежде чем отправлять груз на фронт, женщины сначала проверили свои работы на прочность, горение. Они выяснили, что всего за десять минут кружка с водой становится кипятком. А недавно пришла обратная связь от бойцов – они поставили несколько штук в печь-буржуйку, и свечи всю ночь согревали мужчин и помещение вокруг. 

– Я делаю это не для того, чтобы потом ждать спасибо, это мой порыв души. Но приятно, когда мобилизованные ребята приезжают в отпуск и благодарят за гуманитарку, за наши сети и свечи. Получается, все не зря, Лунино своих не бросает, – резюмирует Наталья.

Автор: Екатерина РАЦ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER