Старт избирательной кампании в Государственную Думу дан

Старт избирательной кампании  в Государственную Думу дан

Оценить тренды региональной политики, найти аналогии, спрогнозировать ситуацию мы попросили известного в области ученого, председателя совета отделения Российского исторического общества в Пензе Олега Ягова

— Олег Васильевич, вы как эксперт в этой области согласны с утверждением о том, что история циклична, движется по кругу, а потому каждый виток так или иначе повторяет прошедшие?
— Я бы отметил, что история движется не по кругу, а по вертикальной спирали. В каждом новом витке мы встречаемся с повторяющимися явлениями и процессами, но уже на более высоком уровне. Подобная закономерность позволяет не только проводить аналогии с событиями прошлого, но и, конечно, делать определенные выводы, чтобы не повторять некоторые ошибки, совершенные в прошлом.

— Основные силы уже вступили в борьбу за избирателей, используя газеты, телевидение, интернет-сайты и баннеры на улицах городов. Как бы вы охарактеризовали уровень политической активности, складывающийся в регионе на сегодняшний день?
— В предвыборную гонку основные игроки на политической поляне включились задолго до официального старта избирательной кампании. Так и должно быть. Каждый штаб самостоятельно определяет стратегию и тактику борьбы за избирателя.

В конце прошлого года одна из партий открыла Сталинский центр. Причем эта новость партийными политтехнологами была раскручена до вселенских масштабов. Не думаю, что партии это принесло много бонусов в предвыборной кампании. На мой взгляд, тема надуманная, не актуальная и весьма противоречивая. Она ведет не к объединению, а к расколу общества. Гораздо большего уважения, мне кажется, заслужила бы новость об открытии, например, молодежного научно-просветительского центра.

Кроме того, у меня складывается впечатление, что чем более масштабные пиар-акции будут проводиться той или иной партией, тем большее раздражение они будут вызывать у избирателя.    

Другой популистский ход — объявление о создании народного кооператива, членам которого будут продавать продукты с крестьянских подворий по ценам чуть ли не вдвое ниже магазинных. Заманчиво, но весьма утопично. То есть за 25 лет рыночных реалий в России только сейчас, накануне выборов, наконец-то появились светлые головы, которые воплотят этот проект в жизнь.

Я занимался и занимаюсь историей кооперации в России и могу смело утверждать, что, например, в условиях НЭПа подобные кооперативы могли конкурировать с частным капиталом только при особом льготном налоговом режиме и при поддержке государства. И это чистая политика, а не экономика. Просто на тот момент государст­во использовало в своих целях кооперативы как инструмент, с помощью которого нужно было задушить частника, а потом огосударствить и сами кооперативные организации.

Вернемся к популизму. Еще не продав ни зернышка, этот «Центр беспошлинной торговли» по уровню рекламы вышел на всероссийские просторы. При этом разработчики PR-проекта даже не удосужились изучить негативный опыт фермерского кооператива «Буртасы», который уже функционировал в Пензе в прошлом году. Создавался он с не менее благими намерениями. Просуществовал недолго: не нашлось таких крестьян, которые захотели бы себе в убыток реализовывать свою продукцию, выращенную тяжелым трудом. Кто хочет посмотреть на развалины «Буртас», может зайти на их сайт. Полки там пустые.

Другая партия сразу объявила войну несправедливости во всех ее проявлениях и открыла целый фронт, выпустив несколько номеров фронтовой газеты тиражом из расчета один экземпляр на каждого жителя Пензы. Портреты жестикулирующего всероссийского лидера партии и его призывы, напоминающие плакаты периода Гражданской войны «Ты записался добровольцем?», не оставляют сомнений в «серьезности намерений» по наведению порядка в отдельно взятом регионе.

Выдвигаемые претензии, судя по публикациям, конечно же, к региональной власти, а совершенные на фронте подвиги — к героям, которые с ней борются под знаменами партии.

Смущает только одно: за неимением собственных лидеров и дефицитом рядовых бойцов в местной партийной ячейке выс­шему руководству пришлось воспользоваться услугами наемных PR-технологов, которые по прошествии выборов, как говорят, прекратят договорные отношения. Кто же будет выполнять обещания, данные в предвыборной гонке? А это уже неважно.
Перекупка гражданских активистов и наем волонтеров для проведения пикетов, акций, раздачи газет и сбора подписей под своими инициативами — прием не новый, но не оставляющий никакой надежды на то, что озвученные планы партии будут претворены в жизнь.

Избиратель уже не такой наивный, как, скажем, 20 лет тому назад. Уже столько было обещано, но не выполнено. Поэтому у электората, надеюсь, выработался устойчивый иммунитет к громким заявлениям и обещаниям.  

Не отстает от всех и другая политическая сила в стремлении получить голоса избирателей. Уже заряжены футболками, кепками, карандашами и точилками поезда, развешаны плакаты «Мы за Пензенскую область», крутятся ролики на местных телеканалах.

Однако с трудом верится, что после неубедительного результата на выборах в городскую думу Пензы этим политикам удастся восстановить свои позиции в регионе. После смены местного лидера сложно будет рассчитывать и на приемлемый результат в предстоящих выборах.

Партия парламентского большинства пока не отмечена громкими заявлениями, наличием баннеров и других агитационных материалов. Еженедельно проводятся внутрипартийные дебаты, которые сами по себе не несут дополнительной финансовой нагрузки, но позволяют выявить тех кандидатов, которые на выборах могут получить поддержку со стороны избирателей.

— Основные политические силы вы охарактеризовали. Это все?
— Вполне возможно, что мы еще о ком-то услышим. Но за оставшиеся полгода до выборов нереально включиться в борьбу новым политическим силам. Непарламентские партии, как и на предыдущих выборах, попытаются решать какие-то свои локальные задачи и не смогут оказать реального влияния на расстановку сил. Им можно отвести лишь роль  «фоновых шумов» или «голосов за сценой». Будет этот шум негативным или позитивным — зависит от степени их лояльности к нынешней власти.

Однако хочу обратить внимание еще на одну, пожалуй, самую многочисленную, влиятельную и наиболее активную силу, которая не принадлежит ни одной из партий, не претендует на места в Госдуме, но при этом больше всех вместе взятых влия­ет на результаты выборов. Я бы назвал эту силу «политическим эфиром».

Древние философы называли эфир «заполнителем пустоты». В наше время эфир — это «распространитель информации». Сегодня в интернет-пространст­во может выйти любой и в той или иной степени повлиять на результаты выборов. По моему глубокому убеждению, мы вступили в эпоху, когда медленно, но верно умами завладевают не официальные источники, а содержание блогов, постов и т.д. в социальных сетях. И их влияние на электорат очень велико.  

Особенно тяжело любой партии будет бороться с новым для нас явлением в интернет-пространстве — сообществом хейтеров, представители которого даже самое благое деяние вывернут наизнанку и смогут в одночасье разрушить имидж любого политика.

С каждым днем, приближающим нас к выборам, будут активизироваться блогеры, задача которых заключается в максимальном обострении политической ситуации. И что-то мне подсказывает, они будут делать это за вполне осязаемое вознаграждение. В настоящее время могу навскидку вспомнить не более двух-трех блогеров, которые открыто навязывают агрессивные правила игры.
Если говорить о СМИ в привычном понимании, то большинство из них работают на самоокупаемости и вполне закономерно используют выборы лишь как способ заработать деньги. Причем они могут одновременно вести рекламную кампанию сразу нескольких партий, которые могут себе позволить оплачивать эфиры, полосы газет и т.д. Под выборы партии создают и собственные информационные ресурсы, что мы уже и наблюдаем.

— Как думаете, борьба будет жесткой?
— Судя по состоянию нынешнего «политического эфира», она будет агрессивной. Это становится более заметным, если сравнить март 2015 года и март 2016-го.
Как я уже отметил, с осени прошлого года резко активизировались некоторые интернет-порталы (в моем списке они обозначены как хейтеры), которые явно выказывают свое, мягко говоря, недружелюбное отношение к обновленной региональной власти. Я не призываю постоянно хвалить власть, но некоторые так называемые критические публикации настолько надуманные и с такими «большими ушами», что с первых строк становится очевидным, что это банальный заказ.

Сейчас практически ежедневно целенаправленно подбираются негативные материалы и выкладываются в Сеть, на страницы газет, в теле- и радиоэфир. Особенность сегодняшней ситуации заключается в том, что информационная война ведется одной стороной, которой, если не хватает новых инфоповодов, достаточно долго по кругу муссируются одна-две скандальные темы в надежде, что атакуемая сторона ответит. Учитывая, что любая новость живет не более трех дней, политтехнологи постоянно подогревают интерес к затухающим «сенсациям», возвращая электорат к их обсуждению.

Под такую беспрецедентную информационную атаку попали мэр (официально должность звучит по-другому, но так привычнее и понятнее) и глава Пензы, которые практически одновременно заступили на свои посты и стали подвергаться методичным нападкам и травле. Им сразу же предъявили «гамбургский счет» за все городские проблемы.

Складывается впечатление, что кем-то дана команда «Фас!». Разумные аргументы, что за пару месяцев невозможно исправить ошибки, допущенные предшественниками за многие годы, просто игнорируются. Под видом критики просматривается явная тенденция полной дискредитации городской власти любыми способами. Месть это за что-то или попытка под кого-то расчистить площадку, сказать трудно. История Пензы такого еще не видела.  

— Вы имеете в виду ситуацию с сыном мэра Кувайцева?
— И ее в том числе. Но для подавляющего большинства пензенцев действительно актуальной проблемой является состояние дорог в областном центре. Каждый день в администрации Пензы должен начинаться и заканчиваться обсуждением конкретных задач и их выполнением по данному вопросу. Я понимаю, что бюджетная ситуация сложная, но состояние дорог должно быть в кратчайшие сроки улучшено.

— А на критике власти много очков можно заработать?
— Вы произнесли ключевое слово ЗАРАБОТАТЬ и, думаю,  поняли, что я имею в виду. Конструктивная критика власти является непременным условием современного общества, ее цель предельно ясна, и такая критика адекватно воспринимается и самой властью. А есть такое понятие, как персонифицированная критика, имеющая конкретный объект, и в обиходе, как я уже отмечал, она называется заказом, который любыми средствами нужно выполнить. Но это сугубо моя субъективная оценка.

У меня складывается ощущение, что осенью 2015 года по виртуальному щелчку началась атака на власть, которая при всем желании просто не могла в две руки целенаправленно сама себе с первых дней выкопать яму. Значит, здесь что-то другое.

Могу лишь предположить, что с осени прошлого года начали активно и публично вскрываться некоторые коррупционные схемы.

Возьмем самые резонансные примеры. Вспомните «золотую» землю под торговыми центрами в Пензе, которую на протяжении многих лет сдавали в аренду за рубль в год. Вспомните сельхозтехнику, которую закупили при поддержке государства для частных предприятий в лизинг, а деньги в казну стали возвращать только с приходом новой власти. Приостановлены незаконная продажа и приватизация имущества областного агропромышленного холдинга.

Удалось добиться возврата акций ОАО «Пензенское объединение автовокзалов». Идет активная работа  по итогам проверки Агентства ипотечного кредитования, известного по строительству микрорайона «Чистые пруды». Нанесенный этим агентством ущерб государству исчисляется сотнями миллионов рублей. Самое безобидное из наказаний — это увольнение с государственных постов по недоверию ряда руководителей разного уровня, в том числе глав администраций районов. При этом чистка рядов продолжается. От ответственности никто не уходит.

У всех на слуху и ликвидация микрофинансовых компаний. Такое ощущение, что борьбу с этой мафией до прихода нового руководства области не решался начать никто. Теперь их и коллекторов просто истребляют на пензенской земле.

То же самое с незаконно возведенными киосками. Они начали исчезать с наших улиц. Много и других положительных примеров, указывающих на происходящие перемены. Но, повторяю, проблем много, и нужно продолжать их решать.

— И в заключение, что бы вы посоветовали лидерам региональных отделений всех партий, вступившим в предвыборную гонку?
— Избиратель, как я уже отмечал, стал более политически подкованным, имеет хотя бы общее представление о том, что такое вброс непроверенной информации и черный пиар. Те политические игроки, которые построят на этом свою предвыборную кампанию, заведомо проиграют. Нельзя, обливая грязью других, остаться чистеньким.

Каждая партия стремится показать свое внимание к нуждам людей и заботу о них, используя разные инструменты воздейст­вия, но здесь не все средства хороши. Прошло время раздачи популистских и заведомо невыполнимых обещаний. Люди ждут от кандидатов в депутаты четкую, понятную, а главное — выполнимую программу действий, которая будет соответствовать интересам большинства избирателей.

Автор: Игорь ПЕТРОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное