Иван Белозерцев: «Государство — партнер, а не контролер»

Иван Белозерцев: «Государство — партнер, а не контролер»

По убеждению губернатора Пензенской области, в инновациях и реформах сегодня нуждаются не только промышленность, образование и другие сферы

Внедрения новых современных методов требует и сама система власти. Хочешь лучшего результата — научись тщательно планировать проект, привлекать грамотные кадры и управлять процессом. Такую задачу глава региона ставит перед кабинетом министров. Об этом наш сегодняшний разговор.

Ноу-хау в управлении регионом

— Иван Александрович, сделав свой выбор, жители области ждут от нового губернатора и его команды эффективных действий. Хочется экономического роста, решения социальных вопросов. Люди хотят жить лучше и комфортнее. Есть ли у вас план действий в нынешних непростых условиях?

— Безусловно, есть. Еще верстая предвыборную программу, в которой, кстати, учтены предложения и ожидания наших земляков, мы с единомышленниками думали над тем, как реализовать эти планы, и понимали, что правительство должно заработать по-новому. При этом я хочу сказать, что мы готовы к корректировкам, если будет в этом необходимость, и я, как и члены кабинета министров, открыт для общения и готов к диалогу со всеми, кто захочет поделиться конструктивными идеями.

— Какие именно новшества, по-вашему, позволят сделать работу власти эффективнее?

— Первое — это внедрение методов проектного управления. Пензенская область вошла в число «пилотных» регионов, где эти методы будут проверены на эффективность и жизнеспособность. Если в двух словах, то главная цель проектного управления – ориентировать работу власти на результат, чтобы ни один бюджетный рубль не был потрачен впустую и чтобы запланированные результаты достигались в кратчайшие сроки и с высоким качеством. Правительство должно заработать эффективнее за счет мобилизации и использования всех существующих ресурсов.

— Любые реформы влекут дополнительные затраты…

— Исключено. Тем более при дефиците бюджета. Но у нас есть очень важный резерв, не требующий дополнительного финансирования, — организационный. Именно его необходимо задействовать по максимуму для повышения эффективности экономики области и перевода ее на инновационный путь развития.

Существует множество примеров, когда благодаря переформатированию методов управления и бизнес, и власть добивались заметного улучшения результатов работы. На такие примеры и будем ориентироваться, внедряя мировой опыт в государственном управлении.

— В чем вы увидели «узкие места» в управленческой политике?

— Один из вопросов, требующих неотложного решения, — переход на качественно новый уровень межведомственного взаимодействия органов власти, как по горизонтали, так и по вертикали. Нередко случается, что министерства, управления, департаменты и муниципалитеты решают родственные задачи в узких форматах одного ведомства и не прибегают к тесному взаимодействию с другими структурами власти, бизнеса, гражданского общества. Такая изолированность не на пользу делу. Преодолеть эти границы и разногласия мы сможем, внедрив межведомственное взаимодействие при реализации разного рода проектов. Консолидация сил власти, бизнеса и общества послужит решению актуальных проблем и социально-экономическому развитию региона.

— В теории все гладко, спорить не о чем. Но как управленческие ноу-хау улучшат жизнь людей?

— Один пример. Вы наверняка наслышаны о проблемах людей с ограниченными возможностями: трудоустройство, обеспечение «доступной среды», организация досуга, учеба, лекарственное обеспечение… Их решением занимаются десятки ведомств и организаций, СМИ, кто по службе и доброй воле причастны к этому делу. Ведомства ведут эту работу в соответствии с принятыми программами. С 2008 года на эти цели потрачено 66,5 млн. рублей. А буквально недавно в области утвержден новый план мероприятий по повышению доступности для инвалидов объектов и услуг на 2016–2020 годы. Продолжится обеспечение доступности для инвалидов больниц, школ, библиотек, спортивных и других объектов.

Так вот, задача проектно-ориентированной системы — объединить и скоординировать усилия государственных, общественных и коммерческих структур, получив от этого приумноженный эффект. Кто-то сделает пандус, кто-то оборудует пешеходный переход, кто-то установит лифт для инвалидов-колясочников. Учреждения образования предложат дистанционное интернет-обучение, телекомпании выпустят передачи с сурдопереводом и т.д. Все работы по этим проектам нужно координировать из единого центра управления, тогда и картина достигнутого результата получится целостной, а не фрагментарной. Здесь напрашивается сравнение с разобранными и собранными пазлами. Сегодня таких координирующих центров несколько. Основной из них — Министерство труда, социальной защиты населения и демографии Пензенской области.

Пофамильная ответственность

— На самом деле не такая уж и редкость, когда государственные ведомства решают схожие задачи, не пересекаясь друг с другом.

– Вот и будем корректировать эту ситуацию с помощью проектно-ориентированной системы управления. Цели в ней достигаются в основном через реализацию конкретных проектов, где есть сформированная команда, руководитель-координатор и пофамильно расписаны все участники и заинтересованные стороны.

Кстати, единый подход проектного управления повысит и эффективность взаимодейст­вия с подрядными организациями, которые привлекаются властью к реализации проектов. Ответственные исполнители могут работать в разных министерствах и ведомствах, на разных должностях, но включение в проектную команду обязывает их подчиняться координатору и качественно выполнять порученную работу.

— Не боитесь, что министры и министерские работники запутаются, кто за что отвечает в реализации межведомст­венного проекта?

— Каждое министерство и ведомство разрабатывает свои проекты в рамках принятых госпрограмм и направлений деятельности. Мы закрепили это положение постановлением правительства.

Главный и ответственный за успешную реализацию тот, кто инициировал и разработал проект. А вот специалистов, необходимых для реализации, руководитель проекта может привлекать из других ведомств.

Но в большей степени в проекты необходимо привлекать не столько госслужащих, сколько представителей других заинтересованных сторон: бизнес-структур, общественных организаций, политических партий, научных организаций, представителей органов местного самоуправления, депутатов, средств массовой информации и т.д. Это будет способствовать развитию государственно-частного партнерства.

Термин не новый, но, поверьте, этот метод неплохо работает, особенно когда приходится разумно экономить при дефиците финансов.

— Действительно, практика известная. Предприниматель защищает проект, ему выделяют бюджетные деньги, и он работает. В чем новизна?

— Выделяя предпринимателю средства, государство закрепляет за собой право контроля их использования. Но! Как партнер, вложивший в проект деньги, участия в управлении проектом не принимает. А такой подход не исключает случаев неэффективного использования субсидий. Допустим, деньги выделили, а новые рабочие места не создаются, налоги в казну не платятся, зарплата у сотрудников серая. Да, предусмотрены штрафные санкции, но нам нужны не штрафы и не судебные разбирательства, а конкретные дела и рост экономики. Что делать? Пора научиться разговаривать с бизнесом на их языке: «Государство дало тебе деньги – выполни то, что обещал по договору: создай новые рабочие места, плати налоги и белую зарплату сотрудникам».

Допускаю, бывают случаи, когда бизнесмен «хотел сделать, как лучше, а получилось, как всегда». Купил по лизингу станок, начал выпускать продукцию, а ее никто не покупает. Вроде и товар нужный, но предприниматель с золотыми руками просто не умеет продавать. Деньги потрачены, фирма разоряется, а виновных нет. При проектном управлении вина за это должна ложиться и на куратора проекта от власти: вовремя не увидел, вовремя не подсказал и вовремя не помог. А может, и средства не тому предпринимателю выдали?

Доверять и помогать

— Вы упоминали, что сегодняшняя ситуация осложняется дефицитом бюджета. За каждой казенной копейкой нужен глаз да глаз. Но как минимизировать риски и не просчитаться, раздавая средства на различные, вроде бы полезные и перспективные проекты?

— Рассмотрим реальную ситуацию. В Пензенской области действует госпрограмма «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014–2020 годы». В ее рамках в том числе и те, кто занимается ремеслами, народными промыслами и экотуризмом, могут получить до 300 тыс. рублей на один проект. Субсидии рассчитаны на приобретение сырья, материалов и инструментов. Курирует программу Министерство промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации. Но ведь художественные промыслы – это сфера культуры, а бизнес этот, как правило, ведется в сельской местности. Значит, в число сторон, заинтересованных в успешной реализации этих проектов, должны быть включены и управление культуры и архива, и минсельхоз, правильно? А может, и министерство образования, если создать мастерскую при школе. Не должны оставаться в стороне и муниципальные органы власти, и поселковые советы, на чьей территории работают предприниматели и платят налоги. Все эти ведомства должны не только требовать пополнения бюджета, но и помогать предпринимателям.

— Но не получится ли, что у семи нянек дитя без глазу?

— Здесь я бы применил другую поговорку: «Ручьи сольются — река, люди соединятся — сила». Государство выступает в качестве партнера, а не няньки.

— Хорошо. Давайте на примере художественных промыслов смоделируем то самое государственно-частное партнерство, как оно должно, по-вашему, выглядеть.

— Давайте. Согласно старому подходу, защитив свои проекты, один предприниматель получит деньги на приобретение тканей и швейных машин, другой – на покупку деревообрабатывающего оборудования, третий еще на что-нибудь… И каждый займется своим делом, сам по себе. Государство только контролирует целевое использование средств. Это разве партнерство? Но наша цель – развитие всех видов художественных промыслов, которые есть в Пензенской области. Поэтому мы должны постоянно держать в поле зрения каждый из защищенных проектов и управлять всем портфелем проектов в совокупности. Предпринимателей нужно включать в цепочки: поставка сырья — производство товаров — сбыт. Уже на стадии разработки эти позиции должны быть включены в план реализации проекта в виде соглашений о намерениях с поставщиками сырья и торговыми точками. Это очень важно. Главная просьба, которая звучала и звучит в мой адрес на встречах с предпринимателями: «Помогите наладить сбыт продукции!» Именно в этом им нужна помощь, в том числе от государства.

Поэтому, управляя проектами, нужно предусматривать подключение к их реализации разных заинтересованных сторон, даже тех, кто напрямую не участвует в них. В нашем случае — торговых организаций, туристических фирм, санаториев, домов отдыха и т.д. В одиночку предпринимателю сложно охватить столь разные направления бизнеса. Да и не нужно. Лишь встроившись в эту цепочку, можно рассчитывать на успех.

Вот поэтому в данном проекте и целесообразно участие специалистов Управления культуры и архива Пензенской области, в чьем ведении находится сфера художественных промыслов и туризма, а также представителей районных администраций и сельских советов, где этих предпринимателей знают.

Дадут порулить?

— Вы рассчитываете, что для реформы системы управления достаточно профессиональных управленцев, готовых брать на себя ответственность и принимать грамотные решения? Ведь нередко общество критикует власть в некомпетентном подходе.

— Тем, кто так говорит, готов предложить поработать в одном из сельских районов. Если есть соответствующее образование и компетенция.

Не буду скрывать: у нас есть кадровые проблемы, особенно в сельских муниципальных образованиях. Высококлассные специалисты уезжают в город.

Есть и другая проблема. Численный состав муниципальных администраций ограничен. Спектр вопросов, которые надо решать, значительно шире штатного расписания. В одном только сельском хозяйстве – животноводство, растениеводство, птицеводство, рыбоводство… Все сферы требуют высокого уровня специальных знаний. Где взять таких многопрофильных специалистов?

— Вы оправдываете их некомпетентность?

— Ни в коем случае. Говорю о реальном положении дел.

— Тогда как преодолеть кадровый голод?

— На выборах, да и сейчас, многие предлагают свою помощь в реализации новых планов, направленных на улучшение жизни. Я благодарен за это и намерен активно включать таких людей в процесс обсуждения социально-экономических проблем региона. Их мнение будет учитываться при подготовке и принятии итоговых решений. Я называю это общественной экспертизой.

Много раз говорил и повторю еще раз: чтобы принимать правильные решения, власть должна знать о проблемах людей и их мнение по общественно значимым вопросам из первых уст. Требую, чтобы все государственные и муниципальные служащие непосредственно общались с гражданами, знали, чем они живут, и помогали им сделать эту жизнь лучше. Подчеркиваю: не делать за них, а помогать им в этом.
Мышление госслужащего пора переформатировать и сделать из него не контролера, а партнера, который реальными делами помогает бизнесу. А бизнес, используя господдержку, пусть помогает государству налогами и новыми рабочими местами.

— Какую роль вы отводите средствам массовой информации, одним из самых активных и участников, и критиков всего, что происходит в жизни?

— Средства массовой информации должны стать обязательными участниками каждого проекта. Успешная реализация любого начинания невозможна без поддержки гражданского общества. А поддержать оно сможет, только если будет всесторонне и своевременно информировано. Более того, закрытость информации – это путь к злоупотреблениям и коррупции при распределении и освоении бюджетных средств, направленных на финансирование госпрограмм. Считаю, СМИ призваны внести прозрачность и усилить общественный контроль за использованием и освоением бюджетных средств.

Автор: Анатолий СЛАВЯНИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное