Наследники Гагарина

Наследники Гагарина

При советской власти в магазинах было два сорта колбасы, да и то не каждый день, зато летали самолеты. Сейчас колбасы – завались, зато самолеты в дефиците.

Значительно сократилось число авиакружков, и на месте авиадрома, где пензенские мальчишки когда-то запускали в небо модели, стоит торговый центр.

Но что может быть прекрасней, чем мечта о небе? И, слава богу, есть еще в городе на Суре ребята, которым снятся облака. 

Часть мечтателей о небесных просторах ходит в подростковый клуб «Романтик». Говорящее имя, не правда ли? И место, где расположен клуб, тоже как на заказ – улица Кулибина.

Последний подъезд типовой многоэтажки, первый этаж, крошечная комнатка… Внутри немного похоже на увеличенную пещеру мифического поедателя стрекоз. Потому что стены увешаны полочками, а на полочках – легкие модели с прозрачными крыльями.

В углу – станки, еще заставшие Хрущева, сушильный шкаф, печка. Эту печку кто-то выбросил на помойку, а руководитель клуба Эдуард Афиян подобрал – теперь мальчишки варят в ней пропеллеры для самолетов. 

В юности Афиян был чемпионом Азербайджанской ССР по авиамодельному спорту. Потом приехал в Россию, в Пензе закончил железнодорожный техникум, принял православие. Он был директором строительной фирмы, да и сейчас у него есть работа «для заработка». То, что он возится в клубе с ребятами, – это занятие для души.

– Наверное, я больной на голову, – немного кокетничает Эдуард Карленович. – А если серьезно, просто не могу допустить, чтобы такие клубы, как наш, исчезли. Потому что не будет их – не будет в России большой авиации.   

Эдуард Афиян с жаром рассказывает, что организатором первого школьного авиамодельного кружка в СССР был не кто-нибудь, а конструктор Александр Яковлев, создатель самолетов серии «Як». 

С авиамодельных кружков начинали свой путь в небо будущие генеральные конструкторы Павел Сухой и создатель знаменитого российского истребителя СУ-27 Михаил Симонов. Увлекались построением планеров Олег Антонов (создатель самолетов серии «Ан»), Петр Грушин (генеральный конструктор зенитно-ракетного комплекса С-300), легендарный Сергей Королев, первый космонавт Юрий Гагарин…

И среди воспитанников «Романтика» есть ребята, закончившие конструкторско-инженерные отделения авиационных институтов. 

В «Романтик» приходят ребята не только из близлежащих кварталов, но и из удаленных районов города.

Чтобы стать авиамоделистом, нужны усидчивость, скрупулезность, а еще, желательно, материальное благополучие семьи. Потому что удовольствие строить самолеты, даже их модели, не из дешевых.

На столе в клубе, сверкая серебристой обшивкой, стоит уменьшенная копия американского самолета «Лайтинг». При том, что многие детали клуб приобрел по бартеру, но 5 тысяч рублей на создание «Лайтинга» найти пришлось. Автор – Евгений Кузнецов – потратил на свой шедевр почти год занятий.

Но в клубе занимаются подростки и из проблемных семей.  Многим клуб заменил отца. В том смысле, что научил их держать в руках напильник, вытачивать на станке детали, работать с деревом, наконец, просто думать – всему тому, чему, по идее, должны учить своих детей настоящие мужчины. Эти ребята в 12–13 лет умеют не только гвоздь в стену забить или полочку смастерить – они становятся опорой для своих матерей.

– Один из наших кружковцев, учась в седьмом классе, сам сделал ремонт в своей квартире, – гордится Афиян. – Государству нужны специалисты, обладающие техническими навыками и складом ума, – инженеры, конструкторы, проектировщики, машиностроители, наконец, квалифицированные рабочие. Мы таких как раз и воспитываем. А некоторые из них еще и становятся чемпионами, как, например, четырнадцатилетний Дмитрий Седов, который в 2008 году стал победителем первенства России.

Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА,
фото автора

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное