Владимир Федоров в 82 года не теряет надежды парить в облаках

Владимир Федоров в 82 года не теряет надежды парить в облаках

Увлеченный человек

Владимир Егорович — человек-легенда. Думаю, что не ошибусь, если назову его одним из самых возрастных планеристов России. До 80 лет он летал часто, не делая скидки на годы. А еще он один из старейших авиаконструкторов страны, кто по сей день продолжает работать. Под его руководством в Пензе был создан не один уникальный планер. А в свое время он принимал участие в подготовке полета космического корабля «Буран».

Вообще-то Федоров — москвич, но уже не одно десятилетие живет на два города и считает Пензу своей.

Белокрылые легкие птицы-планеры создаются в огромном ангаре пензенского предприятия ООО «Авиастроитель». Здесь у Владимира Егоровича есть свой кабинет. Во время его очередного приезда нам и довелось встретиться.

«Все были помешаны на космосе»

— Первый вопрос, естественно, про «Буран». Каково это, вложить частичку своего труда в важный для страны космический проект? 

— Я не случайно оказался в НПО «Молния», которое создавало «Буран». Ведь «Буран», по сути, это космический планер. Еще обучаясь в институте, я освоил полеты на планере в клубе. Позже мне захотелось спроектировать свой планер. Собрал группу энтузиастов, и в 1974 году планер был построен. Когда я узнал о проекте «Буран», поступил туда на работу. Моя специальность («динамика полета и автоматическое управление полетом») и опыт пилота-планериста позволили мне чувствовать себя там как рыба в воде.

— Что вы чувствовали после успешного запуска корабля? Была ли гордость?

— Была гордость, была радость за страну — удача с первого раза! Но вот второго раза не получилось. Очень жаль.

Выбирая Пензу

В 1990 году Международный планерный комитет объявил конкурс на создание планера мирового класса. Нужна была простая и дешевая в производстве модель — для массового спорта.

— 50 авиаконструкторов со всего мира захотели участвовать в этом проекте, в том числе и я, — рассказал Федоров. — И в 1992 году наша группа такой планер создала и привезла в Германию, где провели испытания. Из 50 участников до финиша добрались только пять. Главным требованием Технического комитета была высокая степень готовности к серийному производству, поэтому выбрали польскую модель.

Однако знаменитый американский планерист Ричард Джонсон, летавший на конкурсе в качестве испытателя, на родине доложил, что российский планер показался ему самым лучшим. Американцы заинтересовались. Так и начался выпуск этих планеров. А потом и других моделей.

— Производство размещалось в Подмосковье, в тесном помещении на окраине аэродрома. В составе группы были и ребята из Пензы. Мы познакомились, подружились и решили перенести все в регион, где можно было создать лучшие условия, — объяснил свое решение работать в Сурском крае конструктор. — Налаживать производство и руководить им туда поехал мой сын Павел.


Падения и взлеты

Были и черные, и белые страницы. Трагические события 11 сентября 2001 года в США так напугали американцев, что они перестали покупать планеры. Предприятие пришлось закрыть, поскольку российский покупатель еще не созрел, авиастроители были вынуждены временно переквалифицироваться. 

Помог случай. Пензенский предприниматель Николай Тугушев, неравнодушный к авиации, дал кров бедствующим авиастроителям и взял на себя бремя финансовых расходов. Со временем интерес к планерам начал проявлять и российский покупатель. 

В общей сложности Федоров спроектировал не менее 10 типов планеров и мотопланеров, а построено было около 130. 

Один из них даже предназначался в подарок президенту Владимиру Путину. В то время губернатором был Василий Бочкарев. Он побывал на предприятии и увидел опытный образец — новый двухместный мотопланер с размахом крыла 18 метров. Как раз в это время область получила известие о грядущем визите в Пензу президента.

Было решено показать главе государства в числе прочих наших достопримечательностей и крылатую машину.

Все сложилось удачно. Глава государства нашел в своем плотном графике возможность посмотреть планер. И тот ему понравился.

По словам Федорова, Василий Кузьмич решил планер президенту подарить. Но, увы, в тот момент он еще требовал доработки. Команда не один месяц трудилась над усовершенствованием, а модель между собой авиастроители называли «президентской». Но время прошло, интерес к ней остыл, и планер так и остался стоять в ангаре. А потом его кому-то продали.

Легче, выше, быстрее

Одной из последних разработок «Авиастроителя» стал планер весом меньше 115 килограммов. Она стала прорывной. Дело в том, что до недавнего времени планеристам, как спортсменам, так и любителям, приходилось выполнять жесткие требования. Полет был немыслим без получения разрешения и сертификата летной годности, а это хлопотно.
А вот если аппарат весит меньше 115 кило, то собирать кучу бумаг не нужно, следует лишь соблюдать правила — не летать над населенными пунктами, при плохой погоде, в запрещенных зонах и т. д. 

Раньше самый легкий пензенский планер весил около 140 килограммов. Над ним поработали, изменили конструкцию, применили более прочные материалы и добились снижения веса. Такой планер стал популярным.



Следующий прорыв произошел благодаря сотрудничеству с московскими пилотами и инженерами Игорем Волковым и Александром Кулишовым. Им удалось еще усовершенствовать крылатую машину. Так получился АС-4-115 — самовзлетный реактивный мотопланер. 3 минуты, 6 кг керосина — и планер на высоте 1000 метров.
А это мечта всех планеристов — обходиться без самолета-буксировщика. Дорого стоит буксировка, но это не главное. Хорошая погода, буксировщик один, очередь подошла, а погода испортилась! Такое разочарование…

В общем, в сфере планерного спорта пензенская разработка произвела такой же фурор, как на дорогах — автомобиль Тесла, управляемый автоматически.

Проплывая в облаках

Управлять планером легко, летать — безопасно, если все делаешь правильно. А если нет, то результат — происшествие.

Несколько лет назад один из планеров «Авиастроителя», предоставленный подмосковному клубу для ознакомления, сломался в воздухе — случай небывалый. Пилот, начинающий планерист, спустился на землю с парашютом.  Он рассказал, что крыло не выдержало воздушных потоков. 

Конструктор же считает, что пилот вошел в облако, что при маленьком летном стаже не рекомендуется.

Однажды он и сам парил в воздухе, белом как молоко, и набрал огромную высоту. В облаках, с виду спокойных, может прятаться смерч. Без специальных приборов и навыков пилоту лучше не рисковать.
 
— Скучаете по полетам?

— Скучаю. Может, я еще полетаю, — улыбнулся Федоров. — Вот английский планерист Дерек Пиггот — я с ним был знаком — участвовал в соревнованиях на нашем планере в возрасте 84 года и занял первое место, пролетев 504 км. Так что ничего невозможного в этом мире нет.



Автор: Лариса ГУЛИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER