Владимир Федоров в 82 года не теряет надежды парить в облаках
Увлеченный человек
Владимир Егорович — человек-легенда. Думаю, что не ошибусь, если назову его одним из самых возрастных планеристов России. До 80 лет он летал часто, не делая скидки на годы. А еще он один из старейших авиаконструкторов страны, кто по сей день продолжает работать. Под его руководством в Пензе был создан не один уникальный планер. А в свое время он принимал участие в подготовке полета космического корабля «Буран».Вообще-то Федоров — москвич, но уже не одно десятилетие живет на два города и считает Пензу своей.
Белокрылые легкие птицы-планеры создаются в огромном ангаре пензенского предприятия ООО «Авиастроитель». Здесь у Владимира Егоровича есть свой кабинет. Во время его очередного приезда нам и довелось встретиться.
«Все были помешаны на космосе»
— Первый вопрос, естественно, про «Буран». Каково это, вложить частичку своего труда в важный для страны космический проект?— Я не случайно оказался в НПО «Молния», которое создавало «Буран». Ведь «Буран», по сути, это космический планер. Еще обучаясь в институте, я освоил полеты на планере в клубе. Позже мне захотелось спроектировать свой планер. Собрал группу энтузиастов, и в 1974 году планер был построен. Когда я узнал о проекте «Буран», поступил туда на работу. Моя специальность («динамика полета и автоматическое управление полетом») и опыт пилота-планериста позволили мне чувствовать себя там как рыба в воде.
— Что вы чувствовали после успешного запуска корабля? Была ли гордость?
— Была гордость, была радость за страну — удача с первого раза! Но вот второго раза не получилось. Очень жаль.
Выбирая Пензу
В 1990 году Международный планерный комитет объявил конкурс на создание планера мирового класса. Нужна была простая и дешевая в производстве модель — для массового спорта.— 50 авиаконструкторов со всего мира захотели участвовать в этом проекте, в том числе и я, — рассказал Федоров. — И в 1992 году наша группа такой планер создала и привезла в Германию, где провели испытания. Из 50 участников до финиша добрались только пять. Главным требованием Технического комитета была высокая степень готовности к серийному производству, поэтому выбрали польскую модель.
Однако знаменитый американский планерист Ричард Джонсон, летавший на конкурсе в качестве испытателя, на родине доложил, что российский планер показался ему самым лучшим. Американцы заинтересовались. Так и начался выпуск этих планеров. А потом и других моделей.
— Производство размещалось в Подмосковье, в тесном помещении на окраине аэродрома. В составе группы были и ребята из Пензы. Мы познакомились, подружились и решили перенести все в регион, где можно было создать лучшие условия, — объяснил свое решение работать в Сурском крае конструктор. — Налаживать производство и руководить им туда поехал мой сын Павел.
Падения и взлеты
Были и черные, и белые страницы. Трагические события 11 сентября 2001 года в США так напугали американцев, что они перестали покупать планеры. Предприятие пришлось закрыть, поскольку российский покупатель еще не созрел, авиастроители были вынуждены временно переквалифицироваться.Помог случай. Пензенский предприниматель Николай Тугушев, неравнодушный к авиации, дал кров бедствующим авиастроителям и взял на себя бремя финансовых расходов. Со временем интерес к планерам начал проявлять и российский покупатель.
В общей сложности Федоров спроектировал не менее 10 типов планеров и мотопланеров, а построено было около 130.
Один из них даже предназначался в подарок президенту Владимиру Путину. В то время губернатором был Василий Бочкарев. Он побывал на предприятии и увидел опытный образец — новый двухместный мотопланер с размахом крыла 18 метров. Как раз в это время область получила известие о грядущем визите в Пензу президента.
Было решено показать главе государства в числе прочих наших достопримечательностей и крылатую машину.
Все сложилось удачно. Глава государства нашел в своем плотном графике возможность посмотреть планер. И тот ему понравился.
По словам Федорова, Василий Кузьмич решил планер президенту подарить. Но, увы, в тот момент он еще требовал доработки. Команда не один месяц трудилась над усовершенствованием, а модель между собой авиастроители называли «президентской». Но время прошло, интерес к ней остыл, и планер так и остался стоять в ангаре. А потом его кому-то продали.
Легче, выше, быстрее
Одной из последних разработок «Авиастроителя» стал планер весом меньше 115 килограммов. Она стала прорывной. Дело в том, что до недавнего времени планеристам, как спортсменам, так и любителям, приходилось выполнять жесткие требования. Полет был немыслим без получения разрешения и сертификата летной годности, а это хлопотно.А вот если аппарат весит меньше 115 кило, то собирать кучу бумаг не нужно, следует лишь соблюдать правила — не летать над населенными пунктами, при плохой погоде, в запрещенных зонах и т. д.
Раньше самый легкий пензенский планер весил около 140 килограммов. Над ним поработали, изменили конструкцию, применили более прочные материалы и добились снижения веса. Такой планер стал популярным.
Следующий прорыв произошел благодаря сотрудничеству с московскими пилотами и инженерами Игорем Волковым и Александром Кулишовым. Им удалось еще усовершенствовать крылатую машину. Так получился АС-4-115 — самовзлетный реактивный мотопланер. 3 минуты, 6 кг керосина — и планер на высоте 1000 метров.
А это мечта всех планеристов — обходиться без самолета-буксировщика. Дорого стоит буксировка, но это не главное. Хорошая погода, буксировщик один, очередь подошла, а погода испортилась! Такое разочарование…
В общем, в сфере планерного спорта пензенская разработка произвела такой же фурор, как на дорогах — автомобиль Тесла, управляемый автоматически.
Проплывая в облаках
Управлять планером легко, летать — безопасно, если все делаешь правильно. А если нет, то результат — происшествие.Несколько лет назад один из планеров «Авиастроителя», предоставленный подмосковному клубу для ознакомления, сломался в воздухе — случай небывалый. Пилот, начинающий планерист, спустился на землю с парашютом. Он рассказал, что крыло не выдержало воздушных потоков.
Конструктор же считает, что пилот вошел в облако, что при маленьком летном стаже не рекомендуется.
Однажды он и сам парил в воздухе, белом как молоко, и набрал огромную высоту. В облаках, с виду спокойных, может прятаться смерч. Без специальных приборов и навыков пилоту лучше не рисковать.
— Скучаете по полетам?
— Скучаю. Может, я еще полетаю, — улыбнулся Федоров. — Вот английский планерист Дерек Пиггот — я с ним был знаком — участвовал в соревнованиях на нашем планере в возрасте 84 года и занял первое место, пролетев 504 км. Так что ничего невозможного в этом мире нет.
Автор: Лариса ГУЛИНА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Советник директора школы Ермина Дарья Горячева – о шутках про блондинок, второй работе и любви
Педагог уверена, чем больше отдаешь сам, тем больше получаешь от другихВ пензенском драмтеатре покажут спектакль «Гамлет. Эпизоды»
Расскажем, при чем здесь Всеволод Мейерхольд25 млн рублей потратят на ремонт стационара Бессоновской районной больницы
Работы будут завершены до конца 2024 годаУ 11-классников Пензенской области начался основной период сдачи ЕГЭ
За партами у выпускников остаются только черные гелевые ручки и листы бумагиПензенцам назвали будущие изменения в налоговой системе
Предложений по модернизации налогового законодательства несколько