Театральная Юность Заречного: история Лидии Ершовой

Лидия Михайловна Ершова вспоминает, каким было ее поколение — те, чья юность пришлась на середину 50-х — начало 60-х годов. Они опоздали доказать свою любовь к Родине возможностью отдать за нее жизнь в бою и мечтали в мирное время стать достойными героического подвига отцов и старших братьев. Но как это сделать?

Лидия Михайловна решила создать детский театр, обязательно — лучший в стране, и чтобы он не просто развлекал публику, а воспитывал людей, помогая им верить в добро и красоту. Она сама себе назначила срок для становления такого коллектива — 20 лет. И в историю города Заречного ее детище вошло как ТЮЗ Дворца культуры «Современник». Город на заре Коллектив возник в 1970 году. Сначала как кукольный театр. Первая же работа, спектакль «Петрушка-иностранец», стала победителем областного конкурса кукольных театров.

В 1976 году юные актеры начали сами играть на сцене. Лидия Михайловна ставила сказки, которые показывали не только в Заречном, но и на сцене областного драматического театра в Пензе. По мере взросления появилась потребность высказаться на тему времени и страны — так появились спектакли «Свободная тема» Чхаидзе, «Двадцать лет спустя» Светлова, «Синие кони на красной траве» Шатрова. К 20-летию Заречного поставили спектакль «Город на заре» по пьесе Михаила Светлова. Тюзовцы познакомились с первыми строителями города, в том числе с директором завода Михаилом Васильевичем Проценко, чье имя завод, ныне НПО «Старт», носит сейчас.

А еще у них был агиттеатр «Гренада», и после победы в областном конкурсе агитбригад ребята отправились на первый всесоюзный конкурс в знаменитый пионерский лагерь «Орленок». Это было в год московской Олимпиады. Свое выступление пензяки посвятили родному краю, как тогда было принято говорить — трудовому подвигу его жителей. Оно оказалось ярким и мощным, разительно отличалось от других выступлений, но жюри победу не присудило, придравшись к какой-то мелочи в документах.

Но зато на сцену неожиданно поднялась пожилая женщина, как представили ее — главная почетная гостья конкурса, и она обнимала пензяков, благодарила за то, что как будто побывала в своей комсомольской юности, совпавшей со становлением Советского государства. 
В 1983 году коллективу вручили премию Пензенского комсомола — «за спектакли последних лет и большую работу по нравственно-эстетическому воспитанию молодежи». Пришла и говорю Артисты, считала Лидия Михайловна, которые несут идеалы в массы, сами должны быть порядочными и добрыми людьми. И поэтому каждое занятие состояло из двух частей: из собственно репетиции и беседы — о книгах, поступках сверстников, о добре и зле… 

Сегодня, когда с детьми что-то случается и собираются межведомственные комиссии из специалистов, практически всегда звучат призывы к родителям и педагогам: разговаривайте с детьми! ...Многие ходили в ТЮЗ ради тех бесед, потому что и тогда, хотя не было еще планшетов и сотовых телефонов, многие родители с детьми почти не говорили: некогда было — работа, дела. 

А еще тюзовцы все вместе ходили в походы почти каждые выходные и праздники. И у костра пели ту же «Гренаду» Михаила Светлова: «Мы ехали шагом, мы мчались в боях…». Эстафета творчества В начале 90-х Лидия Михайловна отпустила повзрослевших ребят от себя, как учитель отпускает учеников. 20 лет, отведенные ей самой для становления ТЮЗа, миновали. Сегодня можно только улыбнуться насчет воспитания идеальных людей. Идеальных, понятно, не бывает. А вот прекрасные — налицо! 

Четверть века они уже без Лидии Михайловны рассказывают зрителям о добром и вечном. Теперь это муниципальный Театр юного зрителя города Заречного, которым руководит главный режиссер Виктор Бояров — один из первых и ведущих участников ТЮЗа ДК «Современник». Ежегодно театр выпускает несколько премьер, каждая из которых становится культурным событием в жизни города. ТЮЗ ведет активную гастрольную деятельность, является лауреатом и дипломантом многих престижных фестивалей. И в каждом артисте этого театра, как родители живут в своих детях, светится частица души Ершовой… 

Лидия Михайловна настолько яркий человек, с огромной потребностью в духовном самосовершенствовании, что она еще много раз заставляла Заречный говорить о себе. И спектакли ставила как приглашенный режиссер у Виктора Боярова, и школьной театральной студией руководила, а еще она автор и исполнитель собственных песен, осуществила несколько благотворительных проектов.

СПРАВКА-1

Лидия Михайловна Ершова. Родилась в 1940 году в Москве. Окончила пединститут им. Я. Купалы в Гродно (Белорусская ССР, ныне Республика Беларусь), работала учителем начальных классов, организовала школьный кукольный театр. Обучалась искусству делать кукол в мастерских С.В. Образцова в Москве. В 1969 году с отличием окончила заочный Московский народный университет искусств им. Крупской (театральный факультет). В 1978 году — Московский институт культуры (режиссерское отделение, педагог — М.М. Буткевич). 

В 1970 году была принята на работу во Дворец культуры «Современник» г. Заречного на должность руководителя детского театра. В 1978 году театр получил звание народного.

СПРАВКА-2

Премия Ленинского комсомола присуждалась молодым авторам — членам ВЛКСМ, а также коллективам и организациям. Учреждена постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ от 28 марта 1966 года и изначально вручалась за выдающиеся достижения в области литературы, искусства, журналистики и архитектуры. Впоследствии были учреждены премии за достижения в других областях. Награждение прекращено с распадом Советского Союза. 

По аналогии с премией Ленинского комсомола в Пензенской области с 1980-го вручалась премия Пензенского комсомола. 

Среди награжденных, например, артисты театра Александр Нехороших, Юрий Шайхисламов, Михаил Каплан, хор профсоюзов имени О.В. Гришина, поэтесса Лариса Яшина, ансамбли «Зоренька», «Реченька», «Вензеля», журналист Дмитрий Вишневский, художник «Пензенской правды» Валерий Елистратов и многие другие.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное