Стальные кружева Никульевки: как кузнец преобразил родное село

Александр Желудков много лет украшает родное село изящными металлическими конструкциями

Стальные кружева Никульевки: как кузнец преобразил родное село

Село Никульевка, что в Башмаковском районе, одно из самых благоустроенных в регионе, здесь даже цветомузыкальный фонтан имеется. Это заслуга крепкого сельхозпредприятия, которое тут базируется. Но в последние годы у Никульевки появилась отличительная особенность. Вместо обычных заборов из сайдинга или штакетника дома стали «обрастать» ажурными стальными ограждениями с растительным орнаментом. 

Создавая сказку 

И даже автобусная остановка здесь необычная — в виде кареты. Запряженные в нее кони — диковинка ландшафтного дизайна.

На эту остановку, больше похожую на декорацию к волшебной сказке, приезжают молодожены со всего района. Конечно, все это великолепие создавалось целой командой мастеров. Но те самые — легкие, воздушные кружева из стального профиля «плел» Александр Желудков, по профессии электрик, а по призванию — кузнец. 

ZGJ5QGYKlJM.jpg

Искусные руки Желудковых

Все детство Александра прошло под перезвон молота и наковальни. И его дед Григорий, и отец Федор Григорьевич всю свою жизнь трудились в кузнице. Посмотреть на их работу было для детей развлечением и наградой за хорошее поведение.

— Нас было семеро в семье, но чаще всего именно меня папа пускал в кузницу. И это было намного интереснее, чем сходить на любой фильм или концерт в сельском клубе, — признается Желудков.

Словно это было вчера, Александр Федорович явственно вспоминает играющие на стенах и потолке кузницы багровые блики от всполохов пламени на раскаленных в горне углях и яркие белые искры от тяжелых ударов молота.

Федор Григорьевич небольшим молотком слегка постукивал по заготовке, показывая помощнику, куда и под каким углом бить, чтобы придать металлу нужную форму.

— Все, что я знаю про железо, мне рассказал отец, — продолжает повествование Александр Федорович. — Он один создавал и правил все нужные для совхоза инструменты – ножи, топоры, мотыги, а также подковы для коней, кованые ограды и ворота. Все в округе с одного взгляда узнавали вещи его работы. И мне отец передал премудрости своего ремесла. Например, как по оттенку свечения раскаленного металла определить его температуру, в чем закаливать сталь — в воде или масле, чтобы сделать ее гибкой или твердой. В то время кузнец мог сделать такую работу, за которую не на каждой фабрике взялись бы. Помню, на совхозном грузовике ГАЗ-69 лопнула рессора. Так отец приварил два обломка в своей кузнице, да так, что деталь прослужила еще долгие годы.

К 12 годам я знал уже все, чтобы содержать и свой дом, и хозяйство. 

Но больше всего Александр Федорович благодарен отцу за строгое воспитание, за то, что тот привил ему упорство и умение работать на совесть.

Мастерство просилось в дело

Казалось, будущая профессия Желудкова уже предопределена, но жизнь не всегда ведет нас прямой дорогой. В 1975 году Александра призвали в армию, где он два года служил по специальностям «радист» и «телеграфист специальной связи». Опыт работы со сложной современной радиоаппаратурой чуть навсегда не разлучил молодого специалиста с семейной традицией.

— Тогда, в конце семидесятых, уже в большинстве семей появлялись телевизоры и радиоприемники, — вспоминает Желудков. — Специалисты по ремонту электроники стали много зарабатывать. Вот и я после армии вернулся в родное село и заступил на должность заведующего клубом. Его ведь тоже тогда оснастили современной техникой.

Молодой руководитель, к тому же непьющий и некурящий, считался в селе завидным женихом. Но Александр Федорович раз и навсегда влюбился в скромную, милую девушку Любу.

— От той искры, которая между нами пробежала, никакая изоляция бы не спасла, — шутит Желудков.

Любовь Николаевна тоже с теплотой вспоминает о начале романтических отношений со своим будущим мужем.

— Очень красиво за мной ухаживал, говорил ласковые слова, часто дарил цветы. Но и я ему их подарила не меньше, — намекает женщина на свое увлечение садоводством. Их дом с первого года совместной жизни стал похож на оранжерею.

QdA9R6AmtgY.jpg

Жить бы молодоженам в этом райском саду и радоваться, но как только их семейное хозяйство окрепло, так экономика страны в конце 80-х завалилась на бок. Должность заведующего сельским клубом во времена перестройки уже не казалась такой надежной. Приходилось браться за любую работу, чтобы обеспечивать семью. Александр поработал и механизатором на тракторе Т-150 и на мельнице и в конце концов выбрал близкую себе профессию — стал электриком в совхозе. 
На рубеже веков хозяйство несколько раз поменяло форму собственности, но Александр Желудков оставался незаменимым специалистом.

— И все было вроде хорошо: начальство ценило, коллеги уважали, но чего-то не хватало, — вспоминает Александр Федорович. — То мастерство, что было заложено дедом и отцом, «просилось в дело». Может быть, и не вернулся бы к семейной традиции, но все изменилось в 2007 году благодаря… Интернету. На одном из сайтов Александр наткнулся на чертеж станка холодной ковки. Талантливый мастер быстро собрал сложное оборудование буквально из подручных средств и вновь, как в детстве, принялся за ковку металла, хотя и «без огонька».

Куй железо, пока холодно

Насчет выбора первого изделия Желудков не колебался. Взял несколько грубых кусков стального профиля, вытянул их, согнул под нужными углами и превратил в изящную розу. Затем покрасил и, как во время сватовства, преподнес своей жене.

Любовь Николаевна с благодарностью приняла неувядающий цветок и поставила его в вазу в центре зала.

Этот опыт не только помог мастеру вспомнить старые навыки, но и вызвал цепную реакцию в Никульевке. Сначала одна сестра Александра, потом вторая, а потом еще с десяток родственниц попросили похожие цветы.

Затем Желудков украсил свой дом забором с ажурными металлическими кружевами, потом соорудил красивую скамейку… 

Руководитель СПК «Петровское» Алексей Фирюлин решил, что такой талант надо развивать, и отправил его на завод в Ульяновск, чтобы мастер смог сам заказать большой станок холодной ковки нужной конфигурации.

— Вот тогда наша кузница и начала работать на широкую ногу, — вспоминает Александр Федорович. — Наш начальник инженер-электрик Синицын предлагал новые эскизы, я «крутил» металл, а мой однофамилец Алексей Желудков варил каркасы конструкций электросваркой.

UkLeJTF8CQs.jpg

Так в Никульевке появились знаменитая карета, кованая арка, зимний фонтан, подсвечники в храме, новогодняя елка с иллюминацией.

Краше стала и усадьба Желудковых. Любовь Николаевна не могла нарадоваться изящным подставкам для цветов.

— Она моя главная вдохновительница, — сентиментально признается Александр. — Я ее постоянно спрашиваю: «Ну как, красиво?» Она всегда отвечает:

«Очень!». А еще часто советует, как лучше сделать. Мы хорошо понимаем друг друга, все-таки уже 42 года женаты. Конечно, сейчас рановато загадывать, но на золотую свадьбу я уж постараюсь что-то такое смастерить, чтобы удивить мою Любушку. 


Автор: Алексей ЮШИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER