Сергей Чернов: Робототехнику в школьную программу? Ни в коем случае!
Корреспондент «ПП» поговорил с руководителем Пензенского ЦМИТ «От Идеи до Модели» Сергеем Черновым, чтобы разобраться в проблемах детского инновационного творчества на региональном уровне.
— Сергей Анатольевич, насколько популярно детское инновационное творчество в Пензе?
— К сожалению, не настолько, чтобы сказать: да, за этими ребятами будущее. Современные дети, как говорится, рождаются с пультом в руках. Но владеть гаджетами — это еще ничего не значит. Надо проводить большую работу по вовлечению детей в мир инновационных технологий. Того, что мы делаем в этом плане сегодня, недостаточно. Не спорю, сейчас много говорят о науке, но на каком-то профессорском уровне, а про детское инновационное творчество забывают. Кстати, и СМИ в этом должны участвовать гораздо активнее!
Инновационное творчество надо пропагандировать так же активно, как, например, в последнее время спорт. В спортивные секции ходят десятки тысяч человек, а в ЦМИТы — лишь сотни школьников.
— Может быть, проблема в нехватке специалистов, способных обучать ребенка инновационному творчеству?
— Это проблема номер один! Средний возраст педагога, занимающегося с ребятишками в ЦМИТе, — 50–60 лет. Не хватает молодых, у которых больше шансов найти общий язык с учениками. Но они не идут преподавать по причине низких зарплат.
— Вот вы говорите про общий язык... Но вам, к примеру, не 20 лет, а вы же прекрасно ладите со своими подопечными.
— У меня сын есть, я умею общаться с детьми.
— Какие навыки приобретают ученики в начале своего обучения в вашем центре?
— Сначала дети учатся чертежному делу: смотрят, как пользоваться карандашом, линейкой, штангенциркулем. Затем дело доходит до примитивного конструирования, использования серьезного оборудования, например 3D-принтера. Этим занимаются ребята четырех-пяти лет. Со своим сыном я начал работать, когда ему было два с половиной года. Сначала называл всякие непонятные слова, типа: регулятор, датчик, редуктор… Мне хотелось, чтобы он просто их слушал, а когда придет время – поймет. Сейчас ему семь лет и он может грамотно объяснить, из каких компонентов состоит обычная радиоуправляемая модель, а ведь это достаточно сложное современное устройство. Ребята 10–12 лет занимаются выполнением чертежных работ уже в системе автоматизированного проектирования, то есть на компьютере.
— А есть конкретные результаты?
— В декабре прошлого года мы с первоклашками разработали модель аэросаней на радиоуправлении. Все чертежи делали ребята. А 3 марта в бизнес-инкубаторе «Татлин» провели областное соревнование по робофутболу. Игроков-киборгов собрали трехлетние ребята из робототехнических наборов. Конечно, они далеки от традиционной модели робота-человека, но для малышей — задел достойный.
— Все ли дети могут заниматься инновационным творчеством?
— Сегодня почти в каждой школе существует робототехнический кружок. Как и везде, все начинается с примитивного уровня: сборки каких-нибудь конструкций по чертежу или схеме. Чтобы идти дальше и развиваться, нужно заниматься программированием, а это уже не каждому дано. Хорошо если из ста человек останется один.
— Поддерживаете ли вы идею, чтобы робототехнику включили в школьную программу как предмет?
— Ни в коем случае! Куда денутся ребятишки, которым это в принципе не интересно? Физика и математика нужны — это база для каждого ребенка. Но робототехника — нет.
— Какие проекты вы с вашими подопечными разрабатываете сегодня?
— В ноябре прошлого года мы начали строить диораму по мотивам рассказов Кира Булычева «Тайна третьей планеты» и «Гостья из будущего». Габариты: 2 на 4 метра. Мы смоделировали подземный город, секретную инопланетную базу, трассу для радиоуправляемых моделей и озеро «Копенгаген», в него будет впадать часть реки, в которую мы запустим настоящих рыб. Мы даже сделали колесо гидроэлектростанции, которое будет вырабатывать электричество. Осталось лишь внести последние штрихи. 12 апреля приходите на открытие диорамы.
2. ЦМИТ «От Идеи до Модели»: г. Пенза, ул. Проходная, 3, МБОУ СОШ № 41, тел. 8 (8412) 29-30-29.
3. ЦМИТ «Шаг в будущее»: г. Пенза, пр. Победы, 75-а, ОАО «ПТПА», тел. 8 (8412) 47-01-36.
4. ЦМИТ «ТехноАрт»: г. Пенза, ул. Беляева, 43, МБОУ СОШ № 18, тел. 8 (8412) 92-84-74.
5. ЦМИТ «Действуй»: г. Заречный, ул. Конституции, 39-а, Центр детского технического творчества, тел. 8-906-156-08-68.
6. ЦМИТ «ИНВИС»: г. Пенза, ул. Окружная, 3, бизнес-инкубатор «ТАТЛИН», тел. 291-040.
7. ЦМИТ «ИнТехно»: г. Кузнецк, ул. Белинского, 11, Центр образования, тел. 8-927-286-29-33.
8. ЦМИТ «ReactorLab»: г. Пенза, ул. Бекешская, 14, тел. 8-937-418-68-88.
9. ЦМИТ «TEXNIK»: г. Никольск, ул. Садовая, 21, тел. 8 (84165) 4-25-20.
10. ЦМИТ «СПУТНИК»: с. Засечное Пензенского района, ул. Радужная, 10, тел. 8 (8412) 21-23-92.
11. ЦМИТ «ВЕКТОР»: г. Пенза, пр. Строителей, 128, МБОУ СОШ № 68, тел. 8-937-437-00-67.
12. ЦМИТ «ПРОФориентир»: г. Заречный, ул. Строителей, 20.
13. ЦМИТ «ПАРАДИГМА»: г. Пенза, ул. Кирова, 51, Дом молодежи, тел. 233-844.
14. ЦМИТ «РОСТ»: г. Пенза, ул. Бакунина, 88-а.
15. ЦМИТ «InnStudio»: г. Каменка, ул. Белинская, 119, тел. 8-927-095-59-88.
16. ЦМИТ «Придумал? Сделай!»: г. Пенза, ул. Пролетарская, 26-а, МБОУ СОШ № 47, тел. 8 (8412) 94‑74-30.
17. ЦМИТ «Perpetuum mobile»: г. Пенза, ул. Можайского, 1, тел. 8-906-159-84-16.
— Сергей Анатольевич, насколько популярно детское инновационное творчество в Пензе?
— К сожалению, не настолько, чтобы сказать: да, за этими ребятами будущее. Современные дети, как говорится, рождаются с пультом в руках. Но владеть гаджетами — это еще ничего не значит. Надо проводить большую работу по вовлечению детей в мир инновационных технологий. Того, что мы делаем в этом плане сегодня, недостаточно. Не спорю, сейчас много говорят о науке, но на каком-то профессорском уровне, а про детское инновационное творчество забывают. Кстати, и СМИ в этом должны участвовать гораздо активнее!
Инновационное творчество надо пропагандировать так же активно, как, например, в последнее время спорт. В спортивные секции ходят десятки тысяч человек, а в ЦМИТы — лишь сотни школьников.
— Может быть, проблема в нехватке специалистов, способных обучать ребенка инновационному творчеству?
— Это проблема номер один! Средний возраст педагога, занимающегося с ребятишками в ЦМИТе, — 50–60 лет. Не хватает молодых, у которых больше шансов найти общий язык с учениками. Но они не идут преподавать по причине низких зарплат.
— Вот вы говорите про общий язык... Но вам, к примеру, не 20 лет, а вы же прекрасно ладите со своими подопечными.
— У меня сын есть, я умею общаться с детьми.
— Какие навыки приобретают ученики в начале своего обучения в вашем центре?
— Сначала дети учатся чертежному делу: смотрят, как пользоваться карандашом, линейкой, штангенциркулем. Затем дело доходит до примитивного конструирования, использования серьезного оборудования, например 3D-принтера. Этим занимаются ребята четырех-пяти лет. Со своим сыном я начал работать, когда ему было два с половиной года. Сначала называл всякие непонятные слова, типа: регулятор, датчик, редуктор… Мне хотелось, чтобы он просто их слушал, а когда придет время – поймет. Сейчас ему семь лет и он может грамотно объяснить, из каких компонентов состоит обычная радиоуправляемая модель, а ведь это достаточно сложное современное устройство. Ребята 10–12 лет занимаются выполнением чертежных работ уже в системе автоматизированного проектирования, то есть на компьютере.
— А есть конкретные результаты?
— В декабре прошлого года мы с первоклашками разработали модель аэросаней на радиоуправлении. Все чертежи делали ребята. А 3 марта в бизнес-инкубаторе «Татлин» провели областное соревнование по робофутболу. Игроков-киборгов собрали трехлетние ребята из робототехнических наборов. Конечно, они далеки от традиционной модели робота-человека, но для малышей — задел достойный.
— Все ли дети могут заниматься инновационным творчеством?
— Сегодня почти в каждой школе существует робототехнический кружок. Как и везде, все начинается с примитивного уровня: сборки каких-нибудь конструкций по чертежу или схеме. Чтобы идти дальше и развиваться, нужно заниматься программированием, а это уже не каждому дано. Хорошо если из ста человек останется один.
— Поддерживаете ли вы идею, чтобы робототехнику включили в школьную программу как предмет?
— Ни в коем случае! Куда денутся ребятишки, которым это в принципе не интересно? Физика и математика нужны — это база для каждого ребенка. Но робототехника — нет.
— Какие проекты вы с вашими подопечными разрабатываете сегодня?
— В ноябре прошлого года мы начали строить диораму по мотивам рассказов Кира Булычева «Тайна третьей планеты» и «Гостья из будущего». Габариты: 2 на 4 метра. Мы смоделировали подземный город, секретную инопланетную базу, трассу для радиоуправляемых моделей и озеро «Копенгаген», в него будет впадать часть реки, в которую мы запустим настоящих рыб. Мы даже сделали колесо гидроэлектростанции, которое будет вырабатывать электричество. Осталось лишь внести последние штрихи. 12 апреля приходите на открытие диорамы.
Если вы решили отдать ребенка в ЦМИТ, сделайте это, выбрав один из 17!
1. ЦМИТ «НаноЭлектроЛаб»: г. Пенза, ул. Центральная, 1, технопарк «РАМЕЕВ», тел. 8 (8412) 36-88-31.2. ЦМИТ «От Идеи до Модели»: г. Пенза, ул. Проходная, 3, МБОУ СОШ № 41, тел. 8 (8412) 29-30-29.
3. ЦМИТ «Шаг в будущее»: г. Пенза, пр. Победы, 75-а, ОАО «ПТПА», тел. 8 (8412) 47-01-36.
4. ЦМИТ «ТехноАрт»: г. Пенза, ул. Беляева, 43, МБОУ СОШ № 18, тел. 8 (8412) 92-84-74.
5. ЦМИТ «Действуй»: г. Заречный, ул. Конституции, 39-а, Центр детского технического творчества, тел. 8-906-156-08-68.
6. ЦМИТ «ИНВИС»: г. Пенза, ул. Окружная, 3, бизнес-инкубатор «ТАТЛИН», тел. 291-040.
7. ЦМИТ «ИнТехно»: г. Кузнецк, ул. Белинского, 11, Центр образования, тел. 8-927-286-29-33.
8. ЦМИТ «ReactorLab»: г. Пенза, ул. Бекешская, 14, тел. 8-937-418-68-88.
9. ЦМИТ «TEXNIK»: г. Никольск, ул. Садовая, 21, тел. 8 (84165) 4-25-20.
10. ЦМИТ «СПУТНИК»: с. Засечное Пензенского района, ул. Радужная, 10, тел. 8 (8412) 21-23-92.
11. ЦМИТ «ВЕКТОР»: г. Пенза, пр. Строителей, 128, МБОУ СОШ № 68, тел. 8-937-437-00-67.
12. ЦМИТ «ПРОФориентир»: г. Заречный, ул. Строителей, 20.
13. ЦМИТ «ПАРАДИГМА»: г. Пенза, ул. Кирова, 51, Дом молодежи, тел. 233-844.
14. ЦМИТ «РОСТ»: г. Пенза, ул. Бакунина, 88-а.
15. ЦМИТ «InnStudio»: г. Каменка, ул. Белинская, 119, тел. 8-927-095-59-88.
16. ЦМИТ «Придумал? Сделай!»: г. Пенза, ул. Пролетарская, 26-а, МБОУ СОШ № 47, тел. 8 (8412) 94‑74-30.
17. ЦМИТ «Perpetuum mobile»: г. Пенза, ул. Можайского, 1, тел. 8-906-159-84-16.
Автор: Александр ЗОСИМОВ
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Филипп МИТРОФАНОВ,