Глина в интерьере: Роман Слуцкий из Каменки изучает секреты гончарного ремесла

Он намерен вписать глиняные изделия в современный интерьер

Глина в интерьере: Роман Слуцкий из Каменки изучает секреты гончарного ремесла

У Романа Слуцкого просто не было шанса вырасти заурядным человеком. Когда ребенка воспитывают творческие родители, он будет искать свой путь, свое дело и, будьте уверены, преуспеет в этом.

Николай Николаевич, папа Романа, увлекается резьбой по дереву, Тамара Ивановна, мама, – живописью. Супруги Слуцкие сами строили и отделывали свой дом в Каменке. Первый раз мы встретились именно там – это очень теплое пространство, больше похожее на уютную экспозицию какого-нибудь частного музея.

O6QCMWXZEnQ.jpg

Практически весь декор – светильники, статуэтки, настенные украшения – выполнен членами семьи вручную. Плюс это читающая семья. Особенно тут любят книги на исторические темы. Вот в такой атмосфере воспитывался Роман.

– С самого детства отец знакомил меня с разными материалами, – рассказывает молодой человек. – Сначала было дерево, потом металл, затем кожа. 

Примечательно, что все увлечения юноши проходили под знаком исторической реконструкции. То есть за каждым проектом стояла исследовательская работа. Например, будучи подростком, Роман решил воссоздать старинный русский музыкальный инструмент –  гудок. Форму и размеры он повторил в точности.  Использовал те же, что и в старину, породы дерева (дуб, вишню), а в качестве струн – конский волос. 

Секреты языковских мастеров

2.jpg

С глиной Роман познакомился ближе к 20 годам (примерно 10 лет назад), и она стала его фаворитом. Почему? 

– Во-первых, работа с глиной – это мощный релакс, – объясняет молодой человек.  – Во время работы можно расслабиться, поразмышлять. А во-вторых, глина пластичная, податливая, быстро принимает нужную форму. Поэтому любую идею в глине реализовать быстрее и проще, чем, скажем, в камне, дереве или металле. 

Увлечение керамикой тоже началось с исторической реконструкции. В районном краеведческом музее Роман увидел старинные местные сосуды и решил воссоздать их. Сначала ориентировался на книги, отчеты пензенских археологов, но в ходе изучения возникало много вопросов: какими инструментами пользовались мастера в древности, как подготавливали глину, обжигали? 

PHKHCneFmkw.jpg

Однажды молодому человеку попалась информация о том, что в селе Языково Белинского района (до революции оно входило в состав нынешнего Каменского района) процветал глиняный промысел. Умельцы из этого села в конце XIX века закрывали потребность в посуде чуть ли не для половины простых жителей Пензенской губернии. Кувшины, крынки, миски, изготовленные в  Языкове, представлены в том числе в музее «Тарханы».

Несколько лет назад Роман посетил это село. На тот момент народу здесь почти не осталось, а знаменитый некогда промысел угас. Но парню повезло. Один из местных жителей, человек очень преклонного возраста, ответил на все вопросы Слуцкого. 

– Отец этого дедушки был гончаром, – рассказал Роман, – в семье передавали тонкости ремесла. Например, он подробно описал технологию изготовления посуды, рассказал, в каких печах ее обжигали. И еще много полезного, интересного, вплоть до того, какой рукой крутили гончарный круг. 

Достоверность превыше всего

1.jpg

После экскурса в прошлое Роман взялся за дело. Работал с соблюдением максимальной аутентичности.  Сам готовил глину: копал ее на местном пруду, промывал от органики, высушивал, «отмучивал» (давал замерзнуть, а потом растаять, и так по несколько раз, чтобы материал стал послушнее). На участке около дома построил печку для обжига – купольную, как делали в раннем Средневековье. Первый обжиг был неудачный – конструкция вместе с посудой взорвалась. Парень переделывал печь пять раз, пока результат его не устроил. 

Изготовил Роман и ручной гончарный круг из дерева. В этом помогли старые фотографии и музейные экспонаты. Умельцев, которые способны работать на таком оборудовании,  в России сейчас можно по пальцам пересчитать. Роман – в их числе. 

Далее начались эксперименты с формой сосудов. На готовые изделия Роман переносил старинные орнаменты. 

W_F_ZcQgyO0.jpg

– На одном кувшине при обжиге появилась трещина, – рассказала мама мастера, которая от сына заразилась любовью к глиняной керамике, – и мы устранили ее, как это делали мастера в старые времена: сварили рыбий клей и выровняли стенку. Это действительно работает!

Глина в интерьере? Почему бы и нет!

Из хобби гончарное дело превратилось в важную часть жизни Романа. Ему он уделяет не меньше времени, чем основной работе (по профессии он архитектор). С недавнего времени молодой человек сотрудничает с Пензенским агентством по дизайну. 

– Я хочу интегрировать глиняные изделия в современный интерьер, – поясняет Слуцкий. – Интерес к этому направлению есть, появились заказчики. 

Но заказы нужно сдавать в определенный срок, а с самодельным оборудованием это проблематично. Роман задумался о современном гончарном круге и мощной печи для обжига. Но где взять деньги?

3.jpg

На помощь пришел случай. Слуцкие от знакомого парикмахера услышали  о социальных контрактах на открытие своего дела. Роман решил попробовать. Зарегистрировался как самозанятый, подготовил бизнес-проект и… получил зеленый свет. 

Планов и идей у него хоть отбавляй. Например, Роман хочет наладить выпуск сувенирной продукции – глиняных магнитиков с изображением птички каменки (есть такая в природе).

– А еще я считаю, что в современный интерьер хорошо впишутся глиняные вазы, светильники, посуда, – добавляет  он. – По оформлению эти изделия вижу как элегантными, «облизанными», так и подчеркнуто примитивными, например с отпечатками пальцев.

fcLHRCiaYHo.jpg

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER