Душа не в проруби очищается

Душа не в проруби очищается

Чудесных исцелений от крещенской воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в Бога, с искренним желанием изменить свою жизнь, покаяться в грехах

Близится один из главных православных праздников — Крещение Господне. Верующие люди ждут его с благоговейным нетерпением, тщательно готовятся. Он отмечается прекрасными и глубокими по смыслу богослужениями. Кстати, в Крещенский сочельник, завершающий Святки, пост не менее строгий, чем накануне Рождества — до первой звезды.

Однако сложившаяся в народе традиция празднования Крещения у многих вызывает, что называется, противоречивые чувства и ассоциации. Это давка в очередях за освященной водой и рассуждения «знающих» людей о том, «от чего» и «для чего» ее использовать, массовые пьяные купания в прорубях и самопиар народных избранников. Чего греха таить, в канун праздника некоторые пензенцы всерьез обсуждают проблему, в чьей проруби купаться — той, которую вырубил депутат N или депутат Z?

По телевизору разного рода «специалисты» рассказывают об окунании в водоемы в день праздника как о разновидности моржевания, часть народа пребывает в твердом убеждении, что крещенское купание якобы очищает от всех грехов.

Нырять не обязательно
Только вот какое отношение все это имеет к Иисусу Христу и христианству? Тут язычеством попахивает…
Развеять самые популярные мифы, сложившиеся вокруг праздников Богоявления и Крещения Господня, мы попросили проректора Пензенской духовной семинарии протоиерея Николая Грошева.

— Отец Николай, обязательно ли это — купаться в Крещение в ледяной воде, особенно когда на улице минус 20 и ниже?
— Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду — это каждый решает для себя индивидуально. В празднике Крещения Господня главное — это Богоявление, Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день — присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

К сожалению, обычай окунаться в морозную прорубь стал для нецерковных людей своеобразной модой. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск — и в этом нет ничего плохого. Но ведь большинство людей этим поверхностным омовением и ограничиваются в полной уверенности, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Очиститься от грехов можно лишь в Таинстве покаяния.

— А откуда вообще появился обычай окунаться в прорубь в крещенскую ночь?
— Традиции, связанные с праздником Богоявления и Крещения Господня, уходят корнями в Средневековье, когда драматизация евангельских событий — в том числе и Крещения Христа в реке Иордан — была совершенно органична. Языческие и христианские формы были тесно сплетены с самого начала христианской эры, наполнявшей новым содержанием языческую античность, пользуясь в то же время ее языком для выражения своей Благой Вести.

Вопрос личной веры
— Зачем освящают воду?
— Согласно Новому Завету вода служит духовному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, очищению от грехов. Христос Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Господь Сам в начале Своего служения принял Крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. В богослужебных текстах этого праздника говорится, что Христос «очищение водою роду человеческому дарует»; что Господь пришел освятить воды Иордана, дабы сокрушить державу греха, господствующего над родом человеческим.

— Как объяснить чудодейственные свойства крещенской воды?
— С научной точки зрения — никак. Более того, Церковь не разделяет стремления ученых объяснить феномен крещенской воды. Проявление ее чудесных свойств — это вопрос личной веры человека, а не магическое действо. Чудесных исцелений от святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в Бога и в силу молитвы, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменить свою жизнь, покаяться, спасти свою душу. Бог не творит чудес там, где их хотят видеть только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Чтобы святая вода принесла пользу, нужно заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве помыслов и поступков.

— Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в Крещенский сочельник?
— Абсолютно одинаковая. Еще патриарх Никон специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой — дескать, тут вода сильнее. Опять суеверие! Получается, люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении, поэтому не знают, что вода и 18, и 19 января освящается одним чином.

— Можно ли давать святую воду животным? Ведь они тоже твари Божьи…
— Здесь все зависит от конкретной ситуации. На основании буквального толкования слов Господа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» — без особой необходимости давать святыню животным не следует. В то же время в церковной практике известны случаи, когда во время мора домашний скот окропляли и поили святой водой. Основания для подобного дерзновения, как видите, должны быть действительно крайне серьезными.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное