Реанимация вместо огня: экономист из Пензы стала реставратором старых икон

Реанимация вместо огня: экономист из Пензы стала реставратором старых икон

Наталья Архипова — человек многогранный и даже в определенной степени импульсивный. Может неожиданно взорваться: не со зла — просто такая энергетика. 

Вот фотографирую ее за работой. Как подобает православной христианке, она собралась косынку повязать. Не успел объектив навести, как косынка уже летит в угол:

— Не нравится она мне, некрасивая! Снимай так.
— Ну что ж, как скажешь, хозяйка, — смеюсь я и делаю свою работу. 

Про себя думаю: эта жгучая брюнетка с длинной косой могла бы Кармен на сцене сыграть. 

Призвание

Но у нее другое призвание — реставрировать иконы. Рисовала она хорошо с детства. Поскольку в бывшем совхозе «Прогресс» художественной школы не было, училась сама, как умела. Получив аттестат зрелости, по настоянию родителей стала получать экономическое образование. 

Потом укатила в Москву, где работала в банковской сфере. Но сидение в теплых офисах девушке явно претило. Она хотела писать, заниматься творчеством. И, вернувшись на родину, в 27 лет поступила в Пензенское художественное училище.

— Это было самое счастливое время в моей жизни, — говорит она. — И до сих пор я пребываю в этой эйфории. Всем желаю найти себя и ничего не бояться!

Душа позвала 

Наташа окончила отделение живописи. А помогая в храме, видела, сколько икон приносят туда на сжигание. Есть такой порядок в церкви: старые, пришедшие в негодность образа утилизируются в специальном «непопираемом» месте, то есть там, где их никто не может осквернить вольно или невольно. 

Наташа решила их спасать. Как доктор или военный хирург, по ее собственному выражению. Все свободное время и массу средств ей пришлось потратить на приобретение специальной литературы. Зарегистрировалась на форуме реставраторов в Интернете. 

В результате исканий выяснила, что и старинные, и современные методы реставрации в общем-то похожи — принцип один и тот же. Просто с развитием химии стало появляться больше реагентов, позволяющих раскрыть верхний слой: копоть, почернение, канифоль, олифу или лак. Сложность заключается в том, чтобы правильно подобрать нужный реагент, который без вреда для иконы уберет этот слой и позволит добраться до красок. Затем восстанавливается доска, левкас и красочный слой. 

Стала мастером 

Сначала Наталья брала на реставрацию иконы, обреченные на сжигание. Потом знакомые стали приносить. 

Когда первые опыты удались, ей доверил восстанавливать храмовый образ Св. Серафима Саровского священник отец Михаил из Тихвинского храма села Ермоловка. Огромная старинная икона из иконостаса хранилась у деревенских бабок. Поновляли ее старушки по-своему: замалевали тремя слоями масляной краски, а  четвертый — серебрянкой. Так что с этим раритетом Наташе придется еще повозиться. Хотя уже сейчас под чуткими руками икона приобретает первозданный вид. 

Параллельно Наталья работает над «Троицей» и «Благодатным небом», привезенными из села Константиновка. 

— Обращаюсь ко всем жителям Пензы и области. Пожалуйста, не отдавайте на сжигание старые иконы! Те из них, которые вы готовы пожертвовать храму, я реставрирую бесплатно. Ну а если для вас лично — то за скромное вознаграждение. Я готова лично выезжать и смотреть, что можно сделать. Контакты в редакции.

Автор: Сергей ИЛЛИЕВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER