Пензенский инженер раскрыл тайну портрета цесаревича Алексея
Откуда у инженера интерес к живописи, почему он предпочитает жанр русского реализма, мы решили узнать из первых уст.
Портрет цесаревича
— Недавно я буквально совершил открытие, — рассказал Александр. — В моей галерее хранится портрет цесаревича Алексея, написанный Иваном Горюшкиным-Сорокопудовым. Выяснилось, что гравировался он «для поднесения Государю Императору»: любой подарок царю подлежал экспертизе, всесторонне изучалась личность подносящего. Министр Императорского двора затребовал от Академии художеств отзыв о Горюшкине-Сорокопудове. Отзыв был положительный.Таких портретов оказалось три. Местонахождение того, что был подарен Николаю II, мне неизвестно, второй хранится в нашей картинной галерее им. К. Савицкого, третий, принадлежавший лично художнику, находится в моей коллекции. Также у нас хранится оригинал фотографии, с которой делался портрет цесаревича!
— Как вы пополняете свою коллекцию, с какими трудностями сталкиваетесь?
— Ни один коллекционер не раскроет вам тайны собирательства. Меняю, уговариваю, ищу, узнавая какие-то факты из архивных и научных материалов. Это очень интересное занятие, связанное с неожиданными находками. А порой разворачиваются настоящие детективные истории. Так, благодаря приобретенным в собственность архивным материалам Константина Савицкого и Ивана Горюшкина-Сорокопудова я и раскрыл тайну портрета цесаревича.
Бывают находки случайные. Недавно мне принесли одну работу, совершенно замызганную, из разряда «может, пригодится». Оказалось, ее автор — тот же Горюшкин-Сорокопудов (как эксперт я узнаю почерк художника). Потом из документов я выяснил ее историю, мой сын Василий, великолепный реставратор, восстановил картину, и она обрела вторую жизнь.
Несколько полотен я купил в Москве у одного товарища, который вытаскивал их из полузатопленной баржи на канале имени Москвы и бросал прямо на асфальт. В 2006 году ломали гостиницу «Россия» и выбрасывали на свалку ковры, посуду, мебель и картины. А их писали во дни своей молодости заслуженные художники с регалиями. Сегодня их работы украшают многие галереи.
Шедевры из пропавшего вагона
— Словом, вы, как граф Монте-Кристо, находите клады, с которыми связано еще немало загадочных историй…— На нашей барахолке я как-то увидел портрет епископа Василия (в миру Михаил Левитов, управляющий Пензенской епархией в 1889–1890 гг.) работы нашего современника Алексея Шалаева. Продавцы не имели о картине представления. Спрашиваю: «Украли?» Отвечают: «Нет». Я обратился в епархию, оказалось, полотно на самом деле стащили и многие годы оно считалось утерянным. Я картину выкупил и вернул епархии.
Еще одно приобретение сделал у староверов, проживающих в деревне под Сердобском. Услышал, что есть у них работы Ассоциации художников революционной России 1920 –1930-х годов. Откуда они там взялись, никто из них не знает. Я купил три работы. Они лежали в грязном сарае, загаженные мышами, так что мне их выносили, брезгливо держа двумя пальчиками, да еще в полиэтиленовых пакетах. У них осталась еще работа Аристарха Лентулова, но мы не смогли договориться. Будет жаль, если она там сгниет.
Как я о них узнал? Это длинная история. На выставке авангардистов в Еврейском музее толерантности в Москве я узнал, что в 1920-х годах в Пензу послали целый вагон работ авангардистов. Он исчез. Ни одной картины здесь не увидели.
Но вот недавно на аукционе «Сотбис» продали работу Василия Кандинского «Картина с белыми лилиями». Написана она в самом новаторском периоде художника, изначально оценена в 30 млн долларов. К ней прилагался официальный релиз: одно время Кандинский возглавлял Музей живописной культуры на Волхонке, для фонда которого картина была приобретена в 1919 году. Оттуда в 1920 году ее отправили в музей Пензы.
Эта работа, как и картины староверов, я полагаю, как раз из пропавшего вагона. А где остальные — неизвестно. Но может, если не выкинули, где-то они пылятся.
Школа — крылья художника
— Александр, а как вы увлеклись коллекционированием картин?— Благодаря сыну. Когда Василий поступил в художественное училище им. Савицкого, я заинтересовался его учебой, творчеством его преподавателей — Владимира и Татьяны Пентюх, братьев Шалаевых, Бориса Борисова, Анатолия Косырева.
Проникся любовью к изобразительному искусству, творчеству старых и современных мастеров живописи, в первую очередь пензенских. Наша школа русской классической живописи славится и обязана этим Константину Савицкому — его правильному обучению, его уникальной методике. Важно и то, что она сохраняется до сих пор.
Конечно, я не сразу начал скупать на радостях все картины подряд. Я проходил «свои университеты», и постепенно увлечение стало профессией.
— Почему любовь именно к русской классике, а не к абстракционизму, модернизму или другим современным жанрам?
— Помните, как нас учили в школе: чтобы понимать литературу, надо читать много классики — Льва Толстого, Александра Пушкина, Федора Достоевского.
Когда вы будете смотреть много хороших подлинных работ, тогда вы сможете воспринимать живопись правильно. Что касается сюрреализма или абстракционизма, я не понимаю, как можно посредством этих жанров передать чувства, изображенные, к примеру, в картине «Неравный брак» Василия Пукирева или в «Тройке» Василия Перова. Боль, отчаяние, любовь, страдание можно передать только посредством классической живописи.
Но это не значит, что я против других жанров. Они имеют право на существование, если художник пишет работы осознанно, а не как подражание кому-либо. Зачастую же молодые рисуют «пустышки» и пытаются выдать их за шедевры, в которых «заложен такой глубокий смысл», что многим не дано его понять.
— В Пензе много ценителей искусства?
— Их не много не только в Пензе, но и всюду. Тонкая прослойка. А делают вид многие. Как-то ко мне пришла богатая дама, решившая купить картину. Я ей предложил одну работу, но, узнав цену, она начала искренне возмущаться, полагая, что полотно стоит не больше пяти тысяч рублей. Я говорю: «Вы приехали на автомобиле за девять миллионов, по сути, на груде железа, которая развалится лет через десять. И вам жалко денег на то, что порадует душу, останется в наследство детям и внукам? Свою работу вы хорошо оцениваете, иначе не смогли бы купить такое авто. А почему же творение настоящего мастера считаете не достойным приличной суммы?»
— Ваша коллекция доступна для просмотра? И каким вы видите ее будущее?
— Да, доступна. По телефону или через социальные сети люди связываются со мной и приходят смотреть. Я готов снова сделать выставку в Губернаторском доме.
Я не единственный в Пензе частный коллекционер, у нас были, есть и будут люди, которым это занятие интересно. Мой сын, думаю, продолжит мое дело. Ведь эти картины — как бриллианты, каждая со всей историей, судьбой. Они никогда не пропадут.
Автор: Галина ИСАЙЧЕВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
«Бандеровцы думали, что я мертв»: пензенский студент выжил во время страшного боя
24-летний мужчина награжден орденом Мужества за самопожертвованиеКвесты как новое развлечение: что стоит за их успехом?
Участники становятся частью захватывающей историиСтудентка ПГУ Чабота Мунсанже из Замбии стала «Мисс Мира. Folk Queen»
В битве иностранных красавиц приняли участие семь девушекВ Пензе в честь юбилея Мейерхольда актеры разных театров вышли на одну сцену
На праздник приехал Заслуженный артист России Игорь Яцко10 лучших идей, куда сходить на выходных в Пензе 23 и 24 ноября 2024: «Хор Турецкого», «Щелкунчик» и «Ми-Ми-Мишки»
В Пензе открылась книжная выставка «Мир книг на Пензенской земле»
Пензенцы делятся видео с концерта Ислама Итляшева
Фестиваль «Мужская роль» 2024: «Непослушники», фильм о Романе Костомарове и мультики
Губернатор рассказал о необходимости ремонта в каменском техникуме
Старые окна в ужасном состоянии, тепло не держатБанк «Кузнецкий» открыл именную аудиторию в Пензенском филиале Финансового университета при Правительстве РФ
Новое пространство, рассчитанное на 50 человек, состоит из двух зон: лекционной и музея истории денег России и мираПенза примет региональный этап Патриаршего фестиваля боевых искусств
Он – единственный подобного формата в России