Пензенский эколог назвал главные проблемы региона

Пензенский эколог назвал главные проблемы региона

Кризис планетарного масштаба

О том, что происходит с экологией планеты и как это отражается на природе Пензенской области, мы поговорили с кандидатом биологических наук, доцентом кафедры зоологии и экологии ПГУ Олегом Ермаковым.

— Олег Александрович, говорят, мы дожили до экологического кризиса планетарного масштаба. Это действительно так?
— Да. Причем начался он с середины прошлого века, с активным развитием промышленности. 

С развитием цивилизации население планеты существенно выросло. Нас уже больше 7,5 миллиарда. Все эти люди должны питаться, в том числе мясом. Отсюда рост поголовья крупного рогатого скота. А масштабное животноводство увеличивает выброс парниковых газов — за счет ферментивных процессов при пищеварении у коров, проще — желудочных газов. 

Ученые даже предложили новый геохронологический термин – антропоцен. (Так называют нынешнюю эпоху с высоким уровнем человеческой активности, играющем существенную роль в экосистеме Земли.) Дела рук человеческих по силе сравнились с такими природными явлениями, как наводнения или извержения вулкана. Хотя еще 250–300 лет назад мы не могли так масштабно влиять на планету. 

— Какие изменения произошли в нашей фауне за последние 20–30 лет?
— Постепенно к нам мигрируют южные виды животных. Например, минувшим летом в Пензе часто встречали богомола, который на нашей территории раньше был редок. Кроме этого, происходит случайный завоз тех или иных насекомых вместе с фруктами и овощами, саженцами плодовых деревьев. Чаще они погибают, но некоторым удается прижиться в наших широтах, и они могут нанести немалый вред. Так когда-то произошло и с колорадским жуком. Природных врагов у него нет, местные птицы, к примеру, его не трогают.

Обратите внимание на то, что очаги заболеваний, характерных для южных стран и городов, медленно, но верно идут на север. Наши зимы в последнее время стали более мягкими.

Почему зима хмурится 

— На ваш взгляд, гипотеза о глобальном потеплении вполне состоятельна?
— Это уже свершившийся факт. Мы видим, что погода с каждым годом все нестабильней. И такая тенденция будет только нарастать. Думаю, что в ближайшие 50 лет изменения почувствует каждый.

Сказать «Мороз и солнце, день чудесный» я не могу уже, наверное, года четыре. Сплошная хмарь. Солнце зимой, появившееся на два часа, — уже счастье. А раньше у нас главенствовали зимние антициклоны, которые создавали сухую, морозную и солнечную погоду. Сейчас они ослабели и не удерживают потоки атлантического тепла с запада. Климат зимой стал более сырым и теплым. 

Хотя для Пензенской области в этом есть свои плюсы. Мы живем в зоне активного земледелия. У нас и сейчас неплохие урожаи, а более мягкий климат сделает их еще лучше.

— Этот год в России был Годом экологии. Как вы оцениваете его итоги?
— Жаль, что мы не успели сделать множество важных дел. Например, к июню этого года обещали издать новую редакцию Красной книги РФ. Переиздавать ее надо каждые 10 лет, но прошло уже 16. Одна из причин, на мой взгляд, — лоббирование интересов охотников. Многие виды трофейных животных сейчас пытаются вывести со страниц Красной книги. Ну а поскольку не редактировалось федеральное издание, завис и выпуск Красной книги животных Пензенской области. По-хорошему, переиздать ее нужно было еще в 2015 году.

Что касается положительных примеров, то в этом году в регионе удалось перерегистрировать пять зоологических заказников. Это немого расширило список особо охраняемых природных территорий. Однако общая площадь таких мест, включая территорию заповедника, составляет всего 1,3 процента от территории области. Что, конечно, очень мало. На них ограничена хозяйственная деятельность и запрещена охота. Решение еще по одному заказнику находится на рассмотрении, ждем общественных слушаний. Местное население не всегда радо появлению подобных территорий.

— Почему люди против?
— Жители деревень всегда ловили рыбу в окрестных прудах и охотились в лесах, что поблизости. Теперь на многих территориях это запрещено. Пруды в аренде, многие охотничьи хозяйства стали частными. Но я считаю, что это правильно, по такому пути развивается весь мир. Частник не бросит на произвол судьбы свои территории. 


Что оставим детям?

— Какие экологические проблемы характерны для нашего региона?
— Главная, на мой взгляд, — загрязнение водоемов. Нужно модернизировать очистные сооружения, использовать более современные методы очистки водопроводной воды. Пора перейти от хлорирования к ионизации.

Жители Пензы пьют воду не из артезианских источников, а из Сурского водохранилища, поэтому нужно заботиться о нем. 
Другая беда – пластик. Все мы знаем, что для разложения обычной бутылки из-под газировки или целлофанового пакета нужно несколько сотен лет. Даже в Африке уже отказываются от пластиковой тары. А мы только наращиваем ее объемы. Думаю, для начала магазинам нужно отказаться от полиэтиленовых пакетов в пользу бумажных, как это делают во всем цивилизованном мире. А мы пока только петиции в защиту экологии подписываем, которые остаются без ответа.

— Что нас ждет лет через 100? Мир со временем превратится в «большую помойку»?
— Все зависит от нас. От выбора каждого конкретного человека и, конечно же, от того, сколько средств государство будет вкладывать в экологические проекты, как оно расставит приоритеты. Денег на охрану природы жалеть нельзя! Увы, но это направление зачастую финансируется по остаточному принципу.

Если люди по-прежнему будут относиться к планете только как потребители, мы не сможем оставить ее в нормальном состоянии даже нашим детям, не то что внукам. 

ЦИФРЫ

За последние 500 лет в результате человеческой деятельности с лица земли исчезло более 800 видов животных, а самым многочисленным видом на планете стала обыкновенная домашняя курица.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER