Ехать тихо, не пугать: как жилось пензенскому водителю 80 лет назад
Впрочем, использовать их до этого срока было невозможно — Россия перешла на пластиковые водительские удостоверения. Но я ездил по старым правам на свой страх и риск до тех пор, пока их наконец-то не изъял гаишник...
Воспоминание об этой истории натолкнуло на мысль изучить правила дорожного движения 80-летней давности — времени, когда создалась наша область.
Лошадиный менталитет
Начнем с того, что в 30-х годах прошлого столетия четырехколесной техники в области насчитывалось не много. Почти вся она была приписана к различным городским службам и ведомствам. В личном пользовании механического транспорта практически не было. В основном люди передвигались на лошадях, и повозки с упряжью были повсюду.Как и сейчас, чтобы сесть за руль, нужно было получить соответствующую квалификацию. 80 лет назад документ на вождение выдавался специально уполномоченным органом НКВД — Государственной автомобильной инспекцией (а еще раньше этим занимались исполкомы на местах). Претенденты должны были выдержать теоретический и практический экзамены. Для многих это было непростым испытанием.
«Вчерашнего крестьянина, привыкшего к лошадям и к вольному бездорожью, пробирал озноб при мысли, что в городе нужно передвигаться на машине аккуратно и соблюдать правила дорожного движения», — так газета «Сталинское знамя» характеризовала курсантов автошколы в 1939 году.
Строгая иерархия
А какие, собственно, правила были в то время?Первые дорожные знаки установленного образца стали появляться в Пензенской губернии в 1934 году. Поначалу их было всего ничего: 4 указательных, 13 запрещающих и 6 предупреждающих. Впрочем, по тем временам это более чем достаточно.
Примерно в то же время появился в Пензе и первый стрелочный светофор. Он выглядел как циферблат, разделенный на красную и зеленую зоны. Нововведение надолго не прижилось: стрелка была плохо различима. И вскоре светофор обрел привычный для нас вид.
Учитывая то, что в те годы преимущество было на стороне гужевого транспорта, водителям приходилось несладко... Например, в городах предписывалось ехать как можно тише, так как громыхающих автомобилей пугались лошади и могли понести, устроив неразбериху на дороге.
В первых типовых правилах 1936 года обозначалась строгая иерархия участников дорожного движения. Так, пешеход должен уступать дорогу человеку с ручной повозкой, тот, в свою очередь, — извозчику, извозчик — обычной автомашине, а автомашина — спецмашинам и автобусу. Просто и ясно.
Шоссе — не космос…
Скорость передвижения по нынешним временам вызывает улыбку. Грузовому автомобилю в городах разрешалось не более 16 километров в час, а легковому — не более 27. Конечно, скорость определялась на глаз. Но в то время спорить с милицией было себе дороже…А вот за городом — полное раздолье: можно было выжимать из машины все, на что она способна. Правда, скорости редко достигали 70 километров в час.
Категорически запрещалось бросать машину на улице без присмотра, видимо, чтобы не провоцировать несознательных граждан на воровство.
Правилами 1936 года впервые запрещалось садиться за руль в нетрезвом состоянии. Впрочем, степень опьянения водителя определялась опять же на глазок. О специальных приборах тогда и не слыхали.
«…гражданин Нестеренко очень долго уверял, что еще способен управлять машиной, хотя и еле держался на ногах, — пишет автор одной из заметок «Сталинского знамени». — Сотруднику милиции тов. Храмову пришлось немало потрудиться, чтобы доказать ему обратное».
Отдельным пунктом водителям предписывалось быть опрятными и содержать свой транспорт в ухоженном виде.
Как и сейчас, 80 лет назад большинство ДТП происходило на перекрестках. Так как понятий «главная» и «второстепенная дорога» не существовало (термины появились только в 1957 году), виновника аварии определяли по вышеописанной иерархии участников движения и по личным симпатиям инспектора ГАИ.
Интересна трактовка перестроений. Если сейчас в ПДД этому посвящен целый раздел, то раньше было все лаконично: «Воспрещается обгонять в узких местах и срезать углы».
«Фордзон» на карбиде
Кроме теории, водители тех лет обязательно сдавали экзамены на техническое обслуживание машин и их эксплуатацию. А это было непростым делом.Например, в 30-х годах в области еще встречалась техника с… карбидным свечением фар. Это когда с наступлением темноты шофер должен был через специальный лючок в фарах насыпать внутрь немного карбида, полить его водичкой и зажечь выделяемый в результате реакции газ. В течение даже короткой поездки процедура повторялась несколько раз. В сильные морозы вода замерзала, и тогда вести машину нужно было почти наугад. Кстати, видимо, в то время и родилась поговорка, что хороший водитель чувствует дорогу…
Как и сейчас, хорошие механики были в цене. А уж те, кто на коленке подручными средствами мог починить железного коня, тем более.
Профессия водителя была престижной. Молодые шоферы, пусть даже и чумазые, считались завидными женихами. Ведь они шагали в ногу со временем.
«У нас в Дертевке Федька Симашин — мастер на все руки, — пишет в газету одна из читательниц. — И «Фордзон» починить может, и ЗИС-5. Девки за ним так и ходят по пятам».
Смекалка на конвейере
Действительно, поставить на колеса машину при тотальном дефиците запчастей — это надо было уметь! Благо нехитрые технологии тех лет позволяли найти выход почти из любого положения.Кстати, в «Сталинском знамени» лайфхакам был посвящен целый раздел.
«Тракторист тов. Смирнов из колхоза «Путь Октября» с успехом наловчился делать тормозные колодки из дерева, — пишет газета в 1940 году и дает подробную инструкцию на этот счет: — Перепробовав все известные сорта древесины, Смирнов пришел к выводу, что береза — самый подходящий материал».
Судя по публикациям, доморощенные мастера умудрялись делать даже деревянные поршни, щедро просмаливая их перед установкой в машину!
В общем, смекалки водителям тех лет было не занимать…
Многое из того времени сейчас кажется смешным и странным. Однако не стоит забывать, что и наше время когда-нибудь будут вспоминать, приговаривая: «Ведь жили же люди…».
Автор: Анатолий ВОЛОДИН
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER
Ссылки по теме
Другие материалы рубрики
Вышла замуж за китайца: история пензячки Оксаны Аверьяновой
Как прошла свадьба, где и как живет семья, на каком языке говорят их дети и немного про свекровьЦенный специалист: в Колышлее учитель физкультуры ставит спектакли
Каждый из учеников Олега Скрябнева выбрал свою профессию, но они никогда не разлюбят театрВ «Пензенской правде» наградили победителей конкурса «За Победу!» 2024
Пензенцам рассказали, как накопить дополнительные средства к пенсии
«Яй-я яблоки ела»: что сдерживает развитие садоводства в Пензенской области
Единственный монах: пензенский священник показал спасенную от уничтожения старинную икону
Туристические место Пензенской области может получить престижную премию
В 2024 году Пензенский регион представлен в нескольких номинацияхВ Пензе водитель сбил женщину на пр. Строителей и уехал
Очевидцев просят обратиться в ГосавтоинспекциюПочти 600 пензенцев стали участниками проекта «Жить активно – здорово!»
Участники смогли бесплатно поплавать в бассейне79-летний пензенец принял участие в соревнованиях по компьютерному многоборью
Павел Коновалов интересуется всем, что происходит в миреРост прибыли и достижение финансовой устойчивости: опубликованы результаты деятельности пензенских предприятий «Агропром Холдинга» за 2023 год
Валовая прибыль предприятий увеличилась почти на 50 млн рублейВ Пензе состоялся фестиваль студенческого спорта «На Суре»
Проект охватил более 3,5 тысяч спортсменов региона