Крути педали, пока на чай не дали: корреспондент «ПП» сменил диктофон на велосипед и стал курьером

Мы выяснили, что заказывают на дом горожане, как проехать на велике по сугробам и сколько можно на этом заработать 

Крути педали, пока на чай не дали: корреспондент «ПП» сменил диктофон на велосипед и стал курьером

В метель и мороз, в оттепель и в дождь снуют по улицам Пензы доставщики с огромными коробами за спинами, везут еду оголодавшим пензякам. Розовые, желтые, зеленые куртки, велосипеды, самокаты или пеший ход — выбор компаний по доставке еды в областном центре становится все больше. В пандемию вечно спешащие курьеры стали одним из символов современности. 

Трудна ли работа доставщика продуктов? Кто сегодня, подобно бурлакам, изо всех сил тянет лямку тяжелого рюкзака, чтобы другой не вставал с дивана? Желая узнать это, наш корреспондент сменил диктофон на велосипед и стал курьером.

Что такое даркстор?

Признаюсь, заказывать продукты на дом не в моих привычках. Покопавшись в Интернете, я выяснил, что в Пензе действует несколько федеральных экспресс-сервисов, или, как их еще называют, агрегаторов. Подобные услуги предлагают даже торговые сети, не говоря уже о ресторанах и пиццериях. Позвонив в одну из компаний, попросился поработать.
 
— Жителям Пензы быстро понравилось заказывать еду на дом, — рассказала директор одного из девяти пензенских центров формирования заказов сервиса «Самокат» Татьяна Аленева. — Если еще два месяца назад наш даркстор обсуживал 60–80 заявок в день, то сейчас — в три раза больше.

Даркстор — это склад. Выглядит как обычный магазин, только без покупателей. Сюда поступают как товары от поставщиков, так и заказы от населения. После того как клиент сформирует в Интернете «корзину» и переведет деньги, сортировщики набирают продукты по списку. Остается только развезти их по адресам, что и делают курьеры. 
Доставку не назовешь чрезмерно дорогой. Обычно ее стоимость уже заложена в цену самих товаров. 

Многие компании привозят продукты бесплатно при определенной сумме заказа, например от 500 или 1000 рублей. Учитывая, сколько сегодня еда стоит в магазине, при походе туда «ножками» врядли отдашь меньше. Так что такая услуга многим по карману. 


Терпение и труд

В условиях пандемии обязательное требование работы сервиса — санитарная безопасность. В дарксторе все работают в масках и перчатках. В таком виде обязаны приходить к заказчику и курьеры. 

Коммуникация у сотрудников сервиса — по специальному приложению, где отображается вся нужная информация: номер заказа, его описание, адрес клиента, его пожелания. Например, нужно ли донести заказ до квартиры или человек сам за ним спустится в подъезд. 

Если нужно ехать далеко, товары везет курьер на машине. А если нужный адрес находится в радиусе четырех километров, заказ отдают велосипедисту. Выделили двухколесного помощника и мне.

— Главное, быть вежливым, терпеливым и быстрым, — напутствует меня Татьяна. 


И заработок, и тренировка 

Пока для меня формируют заказ, знакомлюсь с новыми коллегами по работе. Большинство из них — молодые ребята, студенты.

— Учусь на втором курсе аграрного университета, — говорит парень из Киргизии Талгат Касалиев. — Работаю здесь на каникулах.

Талгат — старший сын в семье, большую часть заработанных денег отсылает домой.
— Почему устроился сюда?
— Подкупил свободный график, — ответил он. — Сколько работать, выбираешь сам. Платят 170 рублей в час. 

Впрочем, есть и еще одна причина. Парень занимается кикбоксингом. Езда по городу на велосипеде для него вроде тренировки. 

Другие парни тоже рассказали, что, хотя и живут еще с родителями, на шее сидеть у них не собираются. Появилось время — сами заработали себе на поход с девушкой в кафе или покупку нового гаджета. 

Есть среди курьеров и женщины. Надежда развозит продукты на личном автомобиле (за это идет отдельная доплата). Она домохозяйка, воспитывает двоих детей. 

— Бывает свободное время, — говорит она, неся внушительного вида рюкзак к машине. — Почему бы не подработать?

Тем временем мой первый заказ сформировали в считанные минуты. Сортировщики работают как на пожаре — нужно успеть максимально быстро. 

Что ж, вводные получены, куртку на плечи, каску на голову, рюкзак за спину — и в путь!


Квест на скорость

По правилам я обязан добраться до клиента за 15 минут. Как? Мои проблемы. Не успеешь — поставят «минус». Если будут систематические опоздания и жалобы клиентов — с курьером распрощаются. 

Прыгнув в седло велосипеда, надавил на педали. Наивный! По рыхлому снегу ехать почти невозможно. Особенно во дворах, где между некоторыми домами — снежная целина. Мысленно ругая коммунальщиков и проклиная нынешнюю снежную зиму, 
кое-как, весь взмокнув, продираюсь через сугробы к нужному дому. Где велосипед везет меня, где — я его. Добрался! И тупо смотрю на кодовый замок на воротах.
 
К счастью, долго ждать не пришлось: на территорию меня любезно пустил дворник. 
Вообще, поработав курьером, я заметил, что горожане к доставщикам еды относятся с сочувствием и всячески им содействуют. Охотно и ворота откроют, и подскажут, как быстрее добраться. Респект вам, пензяки! 

И вот я у двери квартиры. Мне открыл крепкого вида мужчина в семейных трусах и, поблагодарив, принял пакет с… бутылкой лимонада и чипсами. 

«И из-за этого я сюда летел сломя голову?! — пронеслось в мозгу. — Совсем обленились! Трудно до магазина дойти?»

Но, вспомнив напутствия Татьяны про вежливость и терпение, свои эмоции оставил при себе. Они-то и придали сил на выполнение второго заказа. 


Сколько можно заработать?

На дарксторе меня поджидал новый заказ. На этот раз адрес доставки был намного дальше первого. До клиента я решил добраться на своей машине. Моим попутчиком стал курьер Серафим, который вез заказ по соседнему адресу. Пока ехали, разговорились. 

В Пензу парень попал из Афганистана 15 лет назад. Здесь женился и сейчас работает сутки через трое кладовщиком в одной из компаний. Зарплата неплохая, но сидеть три дня сложа руки не в привычках восточного семейного человека.

— Работа курьера дает хорошие возможности. Бывает, в месяц кладу в карман по 20–30 тысяч рублей, — объясняет Серафим. 

По его словам, один парень, работая дни напролет, «поднял» за месяц почти 80 тысяч рублей! Но представляю, как он умаялся… Такие деньги легко не достанутся. Придется крутиться белкой в колесе, выполняя в смену от 25 до 40 заказов. 

А как относятся заказчики к курьерам? Чувствуется ли пренебрежение к их работе? 

— Нет, — уверенно отвечает Серафим. — Люди понимают, что это обычное дело, которое кто-то должен выполнять. 

Кстати, нередко курьеру дают чаевые. А если вдруг товар оказался невостребованным, то он переходит в его собственность. Правда, такое случается крайне редко. 


«Привезите мне зубную щетку!»

Обычно много заказов бывает утром, когда люди готовят завтрак и недостает каких-либо продуктов, и вечером, когда, вернувшись домой, занимаются ужином. А еще заявки сыплются как из рога изобилия в плохую погоду, когда людям просто не хочется выходить на улицу. 

Впрочем, курьеры — народ выносливый. Для большинства из них капризы природы уходят на второй план. Ведь для них это время самое «урожайное». Арифметика проста: больше заказов — выше заработок. 

А вот бродячие собаки, высокие заборы и молчащие телефоны клиентов портят нервы основательно. Иной раз до нужного дома рукой подать, а хозяину не дозвонишься. Пока идет выяснение, время уходит.

А еще раздражает, когда везешь на другой конец города какую-нибудь мелочь. Минимальная сумма заказа в «Самокате», например, 100 рублей. Вот кто-то велит привезти ему бутылку колы или шоколадку. 

— Однажды утром на машине курьер повез клиенту зубную щетку, — рассказывает об опыте коллег Серафим. 

Бывают и объемные заказы. В таких случаях по адресу посылают сразу двух курьеров. Большие закупки в основном делают для своих престарелых родителей дети, которые могут жить вообще в другом городе. 


Операция «Доставка» 

Тем временем мы с Серафимом прибываем на место. Бросаем машину на свободном месте и, как связисты на линии фронта, перебираем варианты действий. 

— Нужно пробираться через вон тот двор, — предлагаю я.
— Там заносы, — парирует мой попутчик. — Быстрее будет между домами. Главное, чтобы не было забора… 

Забор, конечно, был. Чтобы его обойти, пришлось лезть по трубам теплоцентрали. Тут наши с Серафимом пути разошлись. Мне — направо, ему — налево.
 
Депешу, то есть заказ, я, конечно, доставил позже срока. Но клиент не стал звонить в компанию и ругаться за задержку. 

— Большинство горожан в такую погоду не высказывают претензий, если немного опоздаем, — сказал по дороге обратно Серафим. — Но есть и такие (особенно молодежь), которые не хотят ждать лишней минуты…


Братство уличных стритрейсеров

Побыв в шкуре курьера несколько часов, я понял, что эта работа адская. Как постоянную ее воспринимать сложно — измочалит. Ну, разве что нужда заставит и придется сменить профессию…

Однако для студентов или тех, кто готов выйти на городские улицы на несколько часов в день, — в самый раз. Деньги — сразу на руки, лучше узнаешь город, побудешь на свежем воздухе, наберешься опыта в общении с людьми. 

Кстати, вот вам лайфхак: если попали в незнакомое место и заплутались, смело обращайтесь к курьеру с рюкзаком на спине. Уж он-то наверняка знает местность! 

А еще меня порадовала сплоченность курьерской братии. Даже работая в разных сервисах, они готовы помочь друг другу в трудную минуту. То подскажут, как быстрее проехать, то дадут позвонить, если телефон сел. Их, как и дальнобойщиков, объединяют дороги, по которым они движутся, как эритроциты по сосудам, принося людям пользу.
 
Службы доставки, несомненно, будут развиваться и дальше, даже если закончится пандемия. Просто это удобно. Уже сейчас продукты на дом заказывают преимущественно не те, кто боится выходить из дома, а те, кому лень это делать или некогда. Мой заказ с газировкой и пачкой чипсов — яркий тому пример. 

В общем, завидев мчащегося навстречу курьера, уступите ему дорогу. У него каждая минута на счету. 

Как устроиться курьером 

Экспресс-сервисы по доставке продуктов питания персонал не нанимают. Этим делом занимаются специальные агентства. Достаточно заполнить анкету на сайте одного из них и подать заявку. Так как сервисы постоянно развиваются и в курьерской работе вечная текучка, доставщики требуются всегда. Вам обязательно перезвонят в ближайшее время. 

Опыт работы не имеет значения. Главные требования:  наличие санитарной книжки и паспорта, вменяемость человека, его опрятный вид и желание зарабатывать. 

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке