Из-за дефицита кинотеатров пензенцы ездят в Саранск

Из-за дефицита кинотеатров пензенцы ездят в Саранск

Иссинская мелодрама   

Как обстоит дело с кинотеатрами в нашей области? В местном министерстве культуры и туризма затруднились ответить. Сказали, что после ликвидации в 2003 году ГУП «Киновидеоцентр» перестала в нашем регионе существовать и государственная система кинопроката. Теперь все кинотеатры частные, министерство их не курирует. 

На всю Пензенскую область — всего два кинозала не частных.

Один, государственный, — в Пензе, в одноименном ККЗ. Но он скорее обслуживает кинофестивали: «взрослый» — имени братьев Мозжухиных и детский — «Солнечный круг». 
И второй, муниципальный, — в Нижнем Ломове. (О нем мы расскажем отдельно.)

Поэтому мы обзванивали районы сами. 
 
Мы, конечно, предполагали, что дело плохо, но не думали, что настолько. Из 27 районных центров кинозалами располагают только пять! Пять! Это Нижний Ломов, Кузнецк, Сердобск, Каменка, Мокшан.  
Плюс Пенза и Заречный. 

Особенно поразила такая деталь: жители Иссы, если хотят увидеть фильм на большом экране, ездят в другой регион — в Мордовию, поскольку до Саранска им ближе, чем до Пензы.

Экран никогда не будет прежним  

На первый взгляд может показаться, что отечественную киноиндустрию загубили «проклятые» 1990-е. 

Но это не совсем так. Еще когда советский зритель ломился на сеансы, где искренне плакал над судьбой Зиты и Гиты, наши отечественные режиссеры, бывая за рубежом, поражались: там уже тогда в огромных кинозалах сидело по 2–3 человека. 
«Могильщиком» кино стало телевидение. А позднее добавился Интернет.  

Но мировая киноиндустрия переформатировалась. Иностранные зрители снова наполнили залы. И теперь рецептами иностранных коллег пытается воспользоваться российское кино. 

Что за рецепты? Например, зрелищность, спецэффекты. 
 
Во-вторых, хэппи-энд. Если советские режиссеры частенько убивали своих героев ради повышения художественных достоинств фильмов, то сегодня стараются клиентов, в смысле зрителей, не расстраивать. И много чего еще. 

Если говорить о кинопрокате, то это в первую очередь отказ от больших кинотеатров в пользу кинокомплексов с несколькими компактными залами, чтобы каждый, кто заглянул сюда даже случайно, мог попасть на сеанс не позднее чем через 30 минут. Плюс размещение этих комплексов в торговых центрах. Плюс попкорн, игровые автоматы и так далее.

И результаты не заставили себя ждать. Вот уже несколько лет подряд в нашей стране растет кинопроизводство. 
  
Если в 2010 году отечественные киностудии выпустили 98 художественных лент, то в 2017-м — 123. Посещаемость российских фильмов достигла 26 процентов от совокупной, и это абсолютный рекорд за четверть века.


Диван побеждает 

Сегодня налицо две разнонаправленные тенденции.

Первая — то, что граждане все-таки предпочитают телевидение и Интернет. Мы провели небольшой соцопрос возле кинокафе в Сердобске. Спрашивали прохожих: как часто они смотрят фильмы на большом экране и почему? 
Оказалось, что практически не смотрят. В десятке опрошенных оказался всего один человек, кто ходит в кинозал хотя бы время от времени. 

Бабушки, объясняя свое нелюбопытство, жаловались на низкие пенсии, мол, какое кино, наскрести бы на продукты. А еще надо детям-внукам помочь с ипотекой…

Люди среднего возраста не лукавили — им просто лень. Вот ты пришел никакой с работы, поел как следует, и потащиться куда-то от любимого дивана? А если фильм не понравится? Его не переключишь, в отличие от телевизора. 

Похоже, что люди не ходят в кино, как больше не читают книги, — просто утратили эту привычку. Она отпала после десятилетий неиспользования, как рудиментарный хвост. 
 
И этот вывод вполне созвучен данным Фонда кино. В 2017 году среднее количество зрителей на одном киносеансе составило 22 человека. 

Билли… Заряжай!

Но есть и другая тенденция — оптимистическая.  

Привычка — дело наживное, ходим же мы в фитнес-центры, новые бассейны, ФОКи, ледовые дворцы. А тоже думали: зачем бассейн, если речка под боком?    

Помочь зрителю вернуться в кино призвана госпрограмма модернизации отечественных кинотеатров в городах с численностью до 500 тысяч человек.

Первым участником этой программы от Пензенской области в 2016 году стал Нижний Ломов. 

Расскажу поподробнее, потому что пример продолжает волновать сердца чиновников от культуры из других районов. 

По условиям программы Фонд кино перечисляет на оборудование одного цифрового кинозала до 5 миллионов рублей. Но и владельцы кинотеатров (в данном случае — местная администрация) должны вложиться в проект. 

Нижнеломовские власти отремонтировали здание, поменяли систему отопления. 

Ровно год назад цифровой кинозал открылся, и восторги не улеглись до сих пор.

Важная деталь: 50 процентов репертуара должны составлять отечественные фильмы. А половина прибыли перечисляется Фонду кино. 

Казалось бы, условия жесткие. Кроме того, зал в Нижнем Ломове по нынешним меркам великоват — 432 места. И все равно — только за семь месяцев работы в 2017 году кинотеатр получил почти миллион рублей чистой прибыли! 

А в начале нынешнего года он вообще стал центром притяжения, потому что здесь показывали патриотическую ленту «Движение вверх» — на нее устремились не только нижнеломовцы, но и жители Наровчатского, Спасского, Вадинского и Пачелмского районов, где кинотеатров нет…

В 2017 году участниками госпрограммы стали частные кинотеатры в Заречном и Кузнецке. Уточним: в Заречном до этого проекта не было ни одного действующего кинозала, молодежь каталась на кинопремьеры в Пензу, благо недалеко. 

И вот буквально на днях Фонд кино опубликовал списки новых участников госпрограммы. От нашего региона в нее попали снова Заречный и Сердобск.

ЦИФРА
40 процентов наших соотечественников пока не имеют возможности смотреть фильмы на большом экране.

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке