Игумен Христофор из Соловцовки: Если в селе есть храм — жизнь в нем не иссякнет

Игумен Христофор из Соловцовки: Если в селе есть храм — жизнь в нем не иссякнет

Сергиевская церковь в Соловцовке никогда не пустует — сюда, к мощам св. Иоанна Оленевского, постоянно стремятся верующие. 

— Я никогда не искал внешних чудес, — говорит игумен Христофор (Ширяев), настоятель храма св. Сергия Радонежского в Соловцовке Пензенского района. — Главное, чтобы Бог был в сердце да хорошие люди тебя окружали — их намного больше, чем плохих. А то, гоняясь за мистическими явлениями, за, по их мнению, особо прозорливыми старцами и особо чудотворными святынями, люди не замечают, как жизнь проходит мимо. А ведь она-то и есть главное чудо! 

Иван долгожданный

Между тем как раз в Сергиевском храме постоянно происходят незримые чудеса. Здесь покоятся мощи святого Пензенской земли, священноисповедника Иоанна Оленевского — пастыря, ушедшего из жизни в середине XX века, претерпевшего гонения за веру. Батюшка прославился как добрый советчик и молитвенник. Наши современники верят, что Иоанн Оленевский и после своей смерти не оставляет своей милостью тех, кто просит его заступничества. 

Отец Христофор говорит, что было немало случаев, когда по молитвам перед мощами святого верующие исцелялись от онкологических заболеваний: 

— Они потом к нам возвращаются, если не сами, то их близкие. С радостью рассказывают о том, как помог им батюшка Иоанн, с благоговением прикладываются к его мощам. 

По воскресеньям родители приносят к причастию своих младенцев — приезжают издалека, ведь в самой Соловцовке народу мало, а верующих — и того меньше. Во время этого важнейшего церковного таинства положено называть свои имена. Так вот отец Христофор за четыре года служения в Сергиевском храме заметил, что среди мальчиков много Иванов — им дают имя в честь Иоанна Оленевского. 

Удивительно, но святой, который никогда не был женат, не имел детей и вел монашеский образ жизни, помогает бездетным парам. Потерявшие было надежду супруги по горячим молитвам перед мощами священноисповедника вскоре обзаводились долгожданным потомством. 

— Так что если к причастию подносят очередного младенца Ивана — я знаю, он один из тех, долгожданных. 


Не иссякают дары 

Как и когда попала в Сергиевский храм мироточивая Иверская икона Пресвятой Богородицы — теряются в догадках даже церковные краеведы. Доподлинно известно, что она была написана на Афоне по заказу пензенской благотворительницы Марии Киселевой в 1885 году — об этом свидетельствует специальное клеймо внизу иконы. А вот для какого именно храма, неизвестно. Может быть, для церкви Воскресения Христова или для богадельни в Пензе, которые были построены на ее средства. 

О том, что икона чудотворная, можно судить по обилию на ней драгоценных украшений — золотых и серебряных крестиков, колец. Это давняя традиция верующих людей — такая вещественная благодарность Пресвятой Богородице перед ее образом за то, что своими молитвами она помогла избавиться от тяжелой болезни, наладить мир в семье, решить другие сложные и жизненно важные вопросы. 

Еще одна старинная икона Божией Матери — Казанская, о которой тоже говорят, что она чудотворная, — была написана на Афоне. Но она примечательна еще и другим. Надпись на клейме гласит: «Написана в память священного коронования Их Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича и Императрицы Александры Федоровны. Май 1896 года. Дмитриевская церковь села Боголюбовка Городищенского уезда».
 
Яркое свидетельство отношения к действующей власти в то время. Коронация государя, как и рождение наследников и другие события в императорской семье, имела огромное значение для людей. 

О пострадавших за веру

К новомученикам и исповедникам, к страстотерпцам, убитым, сгинувшим в лагерях, гонимым у отца Христофора особое отношение. Может быть, еще и потому, что он в юности был знаком с пострадавшими за веру. 
Батюшка вырос в верующей семье. 

— Люди по-разному приходят к вере: кто-то — в поисках утешения, пережив большое горе; кто-то — «случайно» попав в храм. А в моей семье от веры и не уходили, не теряли ее. Мы отмечали все церковные праздники, постились по возможности. У нас в селе не было храма, и мы ездили в Ульяновскую область, в Никольскую церковь села Оськино Инзенского района. 

На молодого человека тогда большое впечатление произвели два пожилых батюшки, служивших в том храме. Оба они — и отец Наум, и отец Григорий — в 30-е годы были осуждены по пресловутой 58-й статье за «контрреволюционную агитацию» и провели в сталинских лагерях по 20 лет. 

У отца Григория было 10 детей, его супруга умерла при родах младшего ребенка. Главе семейства даже не дали попрощаться с сыновьями и дочками, он мог только молиться за них в тюрьме. Какая судьба ждала сирот — было понятно. Детей врага народа разбросали бы по детдомам, и не узнали бы они ничего друг о друге.
 
Но помогла горячая отцовская молитва. Псаломщик, помогавший отцу Григорию в храме, сосватал старшую совершеннолетнюю дочь священника за своего сына. И молодой семье разрешили усыновить братьев и сестер молодой жены. 

И это согревало отцовское сердце в многолетних лишениях и неволе. 

— Именно отец Наум и отец Григорий стали для меня примером настоящих пастырей: мудрые, честные, с добрыми сердцами и такие твердые в вере. Глядя на них, и я решил стать священником. 


Живи, Соловцовка!

Отец Христофор всего четыре года является настоятелем в Сергиевском храме. До этого, еще будучи простым псаломщиком, помогал восстанавливать церковь во имя Боголюбской иконы Божией Матери в селе Маис Никольского района. Став священником, возрождал приход и принимал большое участие в строительстве храма Воскресения Христова в Никольске, много лет был его настоятелем. 

— Митрополит Серафим благословил в Соловцовку. Кстати, здесь я служил некоторое время после рукоположения, заменял заболевшего батюшку. Пусто тогда было в Сергиевском храме. Помню, на богослужении были только я и старенькая работница Зоя Сергеевна, она подвизалась и как староста, и как сторож, и как истопник, и как регент в одном лице. Сейчас, конечно, многое изменилось. Но в храме больше приезжих, местных в Соловцовке стало меньше с тех пор. Многие переселились в город, сюда приезжают только как на дачу. Приложиться к мощам Иоанна Оленевского едут люди со всей Пензенской области и из близлежащих регионов, просят молитвенной помощи святого. 

Уже в первый год своего служения отец Христофор заказал в подмосковном Софрино новые раку и сень для мощей священноисповедника, иконостас с настоящими писаными иконами, большое красивое паникадило. В алтаре установили новый престол. Произошли и другие перемены. 

— Люди нуждаются в Боге и его святых. И храмы нужны как воздух, иначе ничего бы не удалось восстановить после 
70-летнего разрушения и поругания. А если в селе есть храм, то и жизнь в нем не иссякнет. 

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное