Девять дней без Олега Санталова: Мир его глазами

Девять дней без Олега Санталова: Мир его глазами

Когда смотришь его фотографии, погружаешься в атмосферу, которую передает каждая из них, кажется, что не было похорон, что это все не про него! Нет, мы конечно будем помнить, будем приезжать на кладбище. А если станет совсем грустно, можно открывать папки с его снимками... 

Ворота для его души

Скорбно сгрудились мы возле разверстой могилы на скромном Чемодановском кладбище. Последние минуты прощания с Олегом Санталовым, нашим другом, талантливым фоторепортером и фотохудожником, человеком, нежно любившим свою семью, свою работу и своих друзей... 

Все замерли в молчании, и вдруг кто-то воскликнул:

— Смотрите, радуга! 

10 февраля, три часа дня, и в небе — два мощных радужных столба (арка радуги теряется в облаках и ее не видно). 
Почему-то я сразу вспоминаю, что фотографировать означает рисовать светом. И пронзает догадка-предчувствие: «Это для Олега, это врата для его души». Значит, ТАМ его любят также, как мы — на земле. 



Тысячи снимков

... На поминках сестра Олега Наталья рассказывала, что он с восьми лет не выпускал из рук фотоаппарата. После школы работал в фотоателье. Отслужил в армии. И, конечно же, судьба привела его в редакцию газеты, где он мог сполна проявлять свой талант и «писать светом» портреты людей и событий. 

«Пензенская правда», а потом — «Наша Пенза». Тысячи снимков, фоторепортажей из города, из сел, из дальних командировок, например, в Чечню. 

К Олегу все хорошо относились, он со всеми находил общий язык, потому что был доброжелателен, имел прекрасное чувство юмора, отличался щедростью. Не за деньги снимал, для души, для дружбы, для людей. Наши семейные фотоальбомы наполнены его снимками.

Бывало, кинешься искать портрет ветерана к юбилею, или уже ушедшего из жизни журналиста — нет нигде. Вспомнишь: Олег! И у него всегда найдется нужный снимок. Он любил вот просто так фотографировать коллег и друзей. И какие это чудесные портреты. Не говоря уже о свадьбах, крестинах-именинах. 

Но в историю он, конечно, войдет снимками, отражающими жизнь области.  Его привычка  датировать и бережно сохранять снимки сделала его хранителем современной истории. Он все переводил в цифру. И мы, газетчики, да и телевизионщики, как из живого источника черпали из его архива прекрасные фотографии, отражающие время. Олег никогда никому не отказал — щедро раздавал свои сокровища. 



Продолжал снимать

Это было и после 2007 года, когда болезнь приковала его к дому. Счастье, что семья Санталовых — это семья друзей и единомышленников. Жена Нина — искусствовед, работает в картинной галерее. Сын Денис — художник, преподает в нашем ПХУ, создает грандиозные полотна исторического плана, работает во многих жанрах, в общем — талант.  И все они меломаны. Так что Олегу не было скучно дома. 

И он не растерял друзей и товарищей. Не выходя из дома, умудрялся со всеми поддерживать отношения. И к тому же продолжал творить. Приводил в порядок свой архив, отцифровывал чужие, делал для друзей изумительные фото-клипы, участвовал в серьезных проектах, таких как подготовка книг, альбомов. 

И продолжал снимать! Спросите, что можно фотографировать в четырех стенах? Он придумывал композиции из камушков и ракушек, которые друзья везли ему с юга, выращивал растения в закрытых сосудах, использовал букеты, которые приносила домой жена или сын срывал для отца возле дома. В ход шли статуэтки, вазочки, колбочки. Залетевшая к нему на огонек бабочка, пчелка могли стать моделями. Все только ахали: «Как красиво!».

Олег всегда ждал гостей, радовался друзьям. Но постепенно болезнь (да целый букет!) отнимала зрение, силы. Он слабел, разговаривал с нами только по телефону. И вот 8 февраля замолчал совсем. Это в 64-то года!

Как бесконечно больно об этом думать. И только воспоминание о радуге над его могилой чуть утишает боль и дает надежду. 




Автор: Светлана ФЕВРАЛЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER