«Черная пятница»: как пензенцев приучают к импульсивным покупкам

Ноябрь и начало декабря — традиционное время, когда магазины заманивают покупателей скидками и спецпредложениями 

«Черная пятница»: как пензенцев приучают к импульсивным покупкам

Про «черную пятницу» — главную распродажу года в интернете — знает теперь даже моя свекровь! А уж она, поверьте, разбирается в скидках, акциях и выгодных покупках, ходит в «Караван» и «Магнит» только с печатными анонсами акций, собирает купоны и QR-коды на чеках со скидками. А кто не любит покупать и при этом экономить?
 
Пункты выдачи интернет-заказов появились в Пензе лет пять назад. Люди оценили удобства онлайн-магазинов и с удовольствием стали заказывать книги, бытовую технику, спорттовары, детские вещи.

Но настоящий бум электронной торговли случился во время пандемии: в период самоизоляции онлайн-шопинг стал главным развлечением страны. Тогда многие и подсели на бесконечные покупки на маркетплейсах.  И теперь интернет-шопинг стал уже настоящей проблемой: про импульсивные покупки и неумелое покупательское поведение рассказывают психологам, желая избавиться от зависимости. 
Многие шопоголики уверены, что им навязывают товары.
 

«Добавить в корзину» 

Покупки стали настолько легкими и простыми, что для их совершения уже не нужны даже банковские карточки. В интернет-магазинах к кнопке «Оформить заказ» тебя приводят чуть ли не за руку: бережно, нежно, аккуратно.

Сейчас, в период предновогодних распродаж, о скидках на маркетплейсах «кричат» потенциальному покупателю уже на главной странице сайта: «минус 50%», «Готовься, они уже идут», «Presales уже на сайте», «Посмотри и удивись: до минус 90%». Ну как устоять от таких предложений?! 
А дальше — больше: соблазн совершить финансово удачную покупку толкает покупателя к тому, что он начинает переходить с одного баннера на другой вглубь сайта.

На этом этапе у многих срабатывает здравый смысл, подсказывающий, что не надо спешить складывать в корзину товары со скидками. Но маркетологи не дремлют и готовят новые визуальные крючки: «Только сегодня минус 20%», «Эту позицию сейчас просматривают еще 5, 7, 12 человек», «Один клик мышки — и цена еще ниже», «С подпиской еще выгоднее», «Этот товар купила Ольга М. из Пензы 4 минуты назад».
 
Надписи яркие, с визуальными эффектами, а рядом — лента рекомендаций других товаров под рубрикой «С этим также покупали». И к выбранной юбке есть 12 блузок, 10 сумочек и обязательно одно платье и сапоги. «Купите целый образ и сэкономьте», — подсказывает виджет на сайте.

Оторваться от ленты рекомендаций невозможно, а рука сама кликает на колонку «добавить в корзину».

Тратим и не замечаем 

Есть, конечно, стойкие люди, способные уйти, не оформив заказа. Например, моя подруга Светлана говорит, что берет на раздумья 2 — 3 дня, потом возвращается к своей корзине, и более взвешенный взгляд на вещи, показавшиеся в азарте такими прекрасными и необходимыми, позволяет избежать спонтанных покупок.
— А где-то цена на товар поднялась. Или приходит понимание, что 15 водолазок — это уже перебор, а красную юбку я вообще никогда не надену, — объясняет она.

По ее мнению, многие подсаживаются на виртуальный шопинг, потому что именно сейчас не надо доставать купюры из кошелька — нет физического ощущения расставания с деньгами.

— На маркетплейсах предлагают просто привязать карту к личному кабинету, и ты даже не замечаешь, когда списываются деньги со счета. Система быстрых платежей позволяет оплачивать покупки, не вставая с дивана: поднесла фотокамеру телефона к QR-коду — и готово, ты уже что-то купила. А чувства, что потратила деньги, нет.

Предложения купить товар в рассрочку, оплачивать его с помощью карты-премиум или приобрести сегодня, а начать платить завтра сильно увеличивают объемы продаж.

Ольга Мейер, основатель бренда одежды «Ой, девочки», смотрит на развитие маркетплейсов и систему маркетинга и скидок в онлайн-продажах глазами продавца.

Она объясняет низкие цены маркетплейсов так: продавцу не нужно тратиться и переживать за упаковку, обработку заказов, а также логистику. Электронные торговые площадки берут эти функции (одни из самых затратных) на себя.

— Но есть и определенные проблемы при покупке товаров на маркетплейсах. Покупатель может получить плохо упакованную, помятую или испачканную вещь и, конечно, обвинит в этом продавца. Но ответственность лежит и на сотрудниках пунктов выдачи товара. Они не переупаковывают не подошедший покупателю товар. И пока не получается проработать грамотный регламент отказов на маркетплейсах, — делится Ольга.

Как производитель и продавец одежды она уверена, что если бы открыла офлайн-магазин в Пензе, то не смогла бы за несколько лет добиться такой широкой географии продаж, какую имеет сегодня, — от Калининграда до Еревана, от Новой Зеландии до Торонто. 
Ольга уверена, что за интернет-торговлей в России будущее.

Цифры

Аналитическое агентство INFOLine сообщило, что объем продаж в 2021 году топ-100 ретейлеров в России преодолел рубеж в 16,4 трлн рублей. 
Рекордный рост показали продажи на маркетплейсах: выросли более чем в 2,4 раза, а сам объем продаж превысил 1 трлн рублей.

Как избежать ненужных покупок 

Ирина Кушнеренко, эксперт в области моды:

Распродажи помогают продавцам достичь нескольких целей: реализовать «морально» устаревшие товары и освободить место для новых; привлечь внимание новых покупателей; познакомить публику с новыми коллекциями. 
А какая цель у нас, покупателей? В примерочной важно ответить на вопрос: мотивация к покупке цена или необходимость вещи в гардеробе?
Составьте список необходимых вещей, пройдитесь по магазинам, заранее присмотрев что необходимо, сравните с предложениями тех же вещей на маркетплейсах. Если цена вас устроит, то смело можете действовать, как только увидите выгодное предложение.

Наша цель — чтобы покупка окупила все вложения. И тогда мы можем сказать, что потратили деньги с выгодой.

Распродажи — это целая стратегия и ряд инструментов, которые могут меняться из сезона в сезон. Так что советую быть внимательными, и тогда вы сможете избежать разочарований и бесполезно опустошенных кошельков.


Автор: Наталья КОЗАК

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER