Братья Желтовы из Сердобска более 40 лет жизни посвятили школе

Братья Желтовы продолжили путь большой педагогической династии

Братья Желтовы из Сердобска более 40 лет жизни посвятили школе

Желтовы – близнецы, но, глядя на них, сразу этого не скажешь. И прически, и черты лица, и даже, кажется, рост – все разное. И только выражение живых темных глаз одинаковое – взгляд мудрого учителя... 

Сбились со счета 

Школа стала для них судьбой — и личной, и семейной. Ведь братья Желтовы продолжили путь большой педагогической династии.

— Мы как-то хотели посчитать общий педагогический стаж нашей семьи, да сбились, — улыбаясь, начинает разговор Виктор Павлович. — Только в близком окружении оказалось девять учителей, не считая дальних родственников. Надо бы семейную педагогическую летопись составить…

Впрочем, родные вовсе не уговаривали братьев, чтобы пошли по их стопам. У них была полная свобода действий. Престиж учительской профессии — вот что в свое время определило их выбор. 

— Перед глазами — пример родителей: они были очень уважаемыми людьми, — рассказывает Александр Павлович. — Поступить в педагогический вуз в 70-х годах хотели многие: за каждое место боролись пять-шесть претендентов. Да и оплачивался труд учителя очень достойно. К примеру, наша мама получала 120 рублей, тогда как простой работник колхоза — 40. 

Виктор первый определился с выбором — ему нравилась биология. С детства ему доставляло удовольствие наблюдение за жизнью жуков и бабочек. Александр, привыкший везде и во всем быть рядом с братом, тоже захотел работать в школе. 

За долгие годы работы в школе было всякое. Пережили суровые 90-е, когда были трудности с выплатой зарплаты. Многие педагоги в тот период ушли из профессии — кто-то стал на рынке торговать, а кто-то затеял собственный бизнес. Желтовы ни о чем таком даже не помышляли. 

— Прикипели сердцем к детям, к школьным стенам. Да и просто не хотелось кардинально менять жизнь, — признается Александр Павлович. — Современная молодежь — совсем другая: запросто уезжают в Москву, возвращаются обратно, если на новом месте не сложилось. В наше время люди были более привязаны к своему месту, держались за работу.

Те, кто оканчивает сейчас педагогические вузы, тоже готовы экспериментировать, рассматривая самые разные вакансии. Неудивительно, что в школу идут единицы. По мнению Желтовых, главная причина этого — низкий уровень зарплаты молодого учителя, что не сопоставимо с высокой ответственностью за детей. 


Где вы, молодые и перспективные?

Виктор Павлович рассуждает и о другой тенденции — вымывании специалистов из провинции. 

— В сельских школах сегодня много вакансий, — вздыхает он. — Больше половины учителей в глубинке — люди пенсионного и предпенсионного возраста. Нам с братом — по 63 года. Кто придет на замену, когда уйдем на пенсию? За свою жизнь я видел немало перспективных молодых педагогов, у многих был наставником. Увы, никто из них не остался работать в районе! Богатые регионы страны могут позволить себе доплаты учителям. Именно поэтому наша талантливая молодежь рвется в Москву, Краснодар, Казань. Странно получается: страна у нас одна, требования и программы одинаковые, нагрузки одинаковые, а материальное вознаграждение — разное. Поэтому в сельские школы небогатых регионов сложнее найти учителя. 

У меня есть выпускник, по образованию он эколог, к тому же ему легко даются языки, свободно владеет английским. 
Некоторое время молодой человек жил и работал в Китае, преподавал в школе английский язык. Его зарплата в переводе на рубли составляла около 500 тысяч в месяц! В классе — 60 учеников, но при этом беспрекословное послушание и уважение к учителю. Образование в той школе частично платное, поэтому ребенок четко понимает степень ответственности за свое будущее. 

Преодолевая трудности

В то же время Желтовы понимают: если работа в школе — призвание, не остановят никакие трудности. Перед глазами пример их отца, Павла Матвеевича. Он выпустился из Сердобского педагогического техникума в июне 1941 года. Вместе с однокурсниками успел сделать коллективное фото на память, и вскоре после этого большинство из них ушли на фронт. Многие так и не увидели этого снимка, потому что домой уже не вернулись... 

Когда началась война, Павлу было только 17 лет, поэтому он не смог пойти защищать Родину со своими товарищами по учебе. Но счастливая пора беззаботной юности закончилась у всех, наступило время серьезных, взрослых дел. Парня направили в село Сырые Выселки Сосновоборского района, где он, вчерашний мальчишка, возглавил школу... Любовь к детям и чувство долга перед страной, которая дала образование, помогли ему без раздумий вступить на этот путь. 

Эти качества передались и его сыновьям. 

Школа в жизни семьи

Виктор Желтов работает учителем биологии в школе №1, а Александр — учителем технологии в коррекционной школе для особенных детей.

Их родители — Павел Матвеевич и Мария Никитична — были учителями русского языка и литературы. Кроме основных дисциплин, отец преподавал рисование, а мама — немецкий язык. Старшая сестра Желтовых — Тамара Павловна — учитель химии и биологии. Жены Желтовых — Валентина Александровна и Надежда Васильевна — тоже педагоги, работали в школе. Из детей Желтовых педагогическую династию продолжил младший сын Виктора Павловича — Павел. Он является кандидатом педагогических наук и работает в Пензенском технологическом университете. Сын Александра, а также две снохи Желтовых по образованию педагоги.

Автор: Елена СИНИЦИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке