Три дня в монастыре

Три дня в монастыре

Наш журналист посмотрел на жизнь святой обители изнутри.  

Когда я был мальчишкой, к Керенскому Свято-Тихвинскому монастырю меня влекли легенды: ходили слухи, что под обителью находится сеть подземных ходов, а в каком-то из них спрятан клад. Сейчас я с улыбкой вспоминаю наивные детские фантазии. Куда интересней современная жизнь обители.

С благословения наместника игумена Митрофана автор этих строк на время отрешился от всего мирского. 

Нас, новеньких, было трое. Кроме меня в обитель попросились двое приезжих из города Сарова Нижегородской области — Дмитрий и Александр. Хотя в Сарове тоже есть  мужской монастырь, они отправились за тридевять земель, дабы «избежать соблазнов». Так пояснил мне Дима.

Определили нас в трудники. Мне дали послушание: очищать от травы бордюры дорожек вокруг храмов, а «коллегам» поручили работенку с кирпичом — пробивку окна в толстенной каменной стене одного из корпусов.

Агапит и Варфоломей

В Керенском монастыре на момент моего пребывания было где-то с десяток трудников. В основном приезжие. Кроме того, приходят помогать и местные жители. Трудниками ведает инок Агапит. У него много забот: расселить  прибывающих людей, проконтролировать работу трапезной и еще куча самых разных монастырских дел. Сам видел, как Агапит замешивал цемент и бетонировал вход в трапезную. А еще он водит машину, управляет трактором. В обители Агапит
6 лет. Родом он из Русского Камешкира. На вопрос о том, почему отрекся от мирской жизни, пожимает плечами: «Так Господу было угодно».

Агапит уходил из монастыря, потом вернулся и уверен, что теперь — навсегда.
Худощавый монах с оригинальной бороденкой клином и добродушной улыбкой — иеродиакон Варфоломей — ведает скотным двором. В монастырь он приехал из Пензы и живет здесь уже 12 лет.

— Однажды я тоже поддался искушению и пытался уйти из обители, — рассказал Варфоломей. — В годы, когда монастырь возрождался, жизнь здесь была нелегкая.
Варфоломей простился с братией, пришел на автобусную остановку, чтобы на попутном транспорте добраться до Пензы. Пока стоял в ожидании, пошел снег. Он падал с неба большими бело-серыми хлопьями… И так пасмурно стало на душе. Ноги сами понесли Варфоломея обратно.

Душеспасительный труд 
Скотный двор монастыря находится в весьма живописном месте — под горой, на которой монахи поставили новую водокачку. Двор — это деревенская  изба, в которой приготавливается корм скотине, и загоны для живности. Трудник Олег, ведающий всем этим хозяйством, болеет за него душой. В его ведении четыре коровенки, телка, племенной бык, куры. Молоко, яйца, когда нет поста, пользуются у здешних обитателей большим спросом.

Еще обитель располагает двумя лошадьми, за ними ухаживает конюх Александр. Небольшого роста, заросший черными волосами, он, словно заправский жокей, стоя на задней кромке телеги, «гоняет» по территории монастыря с грузами.

В дальнем углу обители, на опушке леса располагается пчельник, состоящий из двух десятков ульев и омшаника (зимней квартиры пчел). Мед постоянно присутствует в рационе братии. Говорят, помогает от разной хвори.

На северной окраине монастыря, на пологом склоне выстроились, словно солдаты на плацу, ровные рядки кустиков виноградника — монахи делают из него вкусное вино. Чуть ниже — плантация «виктории». За ней ухаживают сами братья, да помогают им прихожанки-женщины. Последние также моют в храмах и помещениях полы, чистят дорожки, стирают, гладят — словом, работы всем хватает. 

В обители выращивают и всевозможные овощи. Ведь в дни поста без них никуда!

Утро. С Богом!

Встают монахи очень рано. В шесть утра звучит колокол и начинаются хлопоты — трудовые дела и службы. Вся жизнь монастыря подчинена четкому распорядку.
Трапеза три раза в день: в 11, 16 и 20 часов. Кормят весьма вкусно и разнообразно. Я был в монастыре в период Петровского поста. В определенные дни дозволялось есть рыбу. А в строгий пост в постные дни нехватку белкового рациона стараются компенсировать грибами, фасолью и иной растительной калорийной пищей.

Мне и другим трудникам по вкусу пришелся суп с фасолью и какими-то сложными ароматными приправами. Мы обедали да нахваливали повара Алексея. Сам он из Москвы, работал, по его словам, в каком-то престижном ресторане. Но столичная жизнь разочаровала. Признался: грешил немало — душа запросила пощады, вот и стал искать свой путь к Богу. Так и  оказался в Керенском монастыре.

Люди, живя в монастыре, становятся мудрее, чище. Здесь, конечно, существует строгая дисциплина, но прежде всего все строится на самосознании, на воле человека, пришедшего сюда для душевного успокоения, обретения Божьей благодати.

История обители
Монастырь основан 28 августа 1683 года по благословению святейшего патриарха Иоакима. Интересно, что изначально он был девичьим. В 1764 году обитель из-за малочисленности закрыли, но она продолжала существовать в виде общины с открытой при ней богадельней. В 1851-м монастырь вновь заработал.                 
В 1927 году большевики экспроприировали монастырскую собственность, заняли под хозяйственные нужды помещения. В зданиях размещались поочередно то зерновые склады, то детдом, то школа-интернат, то профтехучилище. В 1997 году по благословению высокопреосвященного Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, Свято-Тихвинский монастырь начинает возрождаться уже как мужской. Возобновились  богослужения, восстанавливаются порушенные храмы. Настоятелем с момента возрождения по настоящее время является игумен Митрофан (Серегин).

На благое дело
Главный храм монастыря — Тихвинский — построил московский купец Алексей Миляков в 1762 году. О, как же плачевно святыня выглядела до начала работ по восстановлению! Монастырская братия совместно с прихожанами с Божьей помощью возродили соборную церковь к духовной жизни.
Немало монахам пришлось потрудиться и над поруганным монастырским кладбищем. На его месте в безбожные времена вырыли… песчаный карьер! Братия кропотливо собирала  разбросанные в разных местах останки и захоронила их на бугре за обителью.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное