Наталья Старовойт: «Хочется рассказывать о неуловимых вещах»

Наталья Старовойт: «Хочется рассказывать о неуловимых вещах»

Наталья Старовойт одна из тех актрис, которые способны удивлять зрителей, покоряя их яркой индивидуальностью, искренностью, талантом перевоплощения

Поклонники Мельпомены уже давно возвели ее в ранг «примы театра» и не упускают возможности признаться в любви. В очередной раз они сделали это на площадке «Интеллектуального парка «Академия», где состоялся творческий вечер актрисы.

Слезы как шаг к профессии
Наталья Витальевна начала общение с небольшого рассказа о себе:
— Первые годы моей жизни прошли в городке Ишиме Тюменской области. Я жила у бабушки, пока мама училась в институте. Детство было самое простое, деревенское, с прятками в зарослях малины, с вечерними посиделками на завалинке, в вечном окружении собак и кошек. Считаю, что дети так и должны жить — в единении с природой.

В театральное училище пошла по желанию отца, хотя мечтала о таких профессиях, как археолог, геолог: хотелось романтики. Но с 13 лет я занималась танцами и решила послушать папу. Про театр в то время не знала практически ничего. Перед поступлением посмотрела спектакли Омского театра драмы, из семи понравился только один — по пьесе Теннеси Уильямса «Орфей спускается в ад». По окончании Свердловского училища работала в Рязани, Сызрани, но большая часть моей жизни прошла в Пензе.

— Вы сказали, что не мечтали быть актрисой. А кем бы вы могли стать, если бы не поступили в театральное?
— Какую бы профессию я ни выбрала, она все равно была бы творческой. Бухгалтером точно бы не стала. Я неплохо чертила, и после школы папа устроил меня на завод посмотреть, так сказать, как хлеб зарабатывается. Я приходила на работу, вставала за кульман, и у меня начинали капать слезы. Поняла: это точно не мое.

— Стала ли Пенза для вас родной, возникало ли желание уехать в Москву?
— Первое время было такое чувство, что «сейчас я живу здесь, а потом…». Со временем мои друзья, знакомые открыли мне этот город. Сейчас у меня другое отношение к нему. Насчет Москвы: да, хотела. Но я всю жизнь жила, плывя по течению. Думала, кто-то придет и скажет: «Приезжай», и тогда я поеду. Конечно, если бы я поставила цель, уехала бы наверняка. Ведь нам только кажется, что «дверь закрыта», на самом деле многие двери открыты, надо только сделать над собой усилие. Сейчас я жалею о том, что не уехала: жизнь могла бы быть богаче событиями. Сегодня решиться на перемены сложнее — моя дочь Варя еще учится в школе, и хочется, чтобы она нормально ее окончила.

Личность играет роль
— Вы участвуете во многих проектах «Театра на обочине». Это такая творческая самореализация или приятное дополнение к основной работе?
— Счастливое соединение. Мне нравится «Театр на обочине», его интеллектуальное направление. Марина Михайлова (худрук театра. — Авт.) ставит вещи, которые стационарный театр не берет. Порой слышишь: «Это не пензенский формат», «У нас менталитет другой». Но люди к Марине ходят, с удовольствием обсуждают спектакли.

— Есть у вас любимая роль?
— Из сегодняшнего репертуара — Раневская в «Вишневом саде». В этой истории заложено много тем. Жалко, что мы нечасто играем этот спектакль. Из прошлых мне нравились роли, в которых можно выразить свое «я» до конца: «Сад», «Женщина с моря». Мне хотелось бы играть в спектаклях, рассказывающих о каких-то тонких, неуловимых вещах.

— С чего начинается работа над ролью?
— Это интересный процесс, напоминающий брошенный в воду камень, от которого идут круги по воде. Когда получаю роль, начинаю читать все произведения автора пьесы, погружаясь в его мир, примеряя его на себя. Ну и, конечно, в работе над образом иду от себя, своей сути. Великий русский актер Михаил Чехов говорил, что публика любит актера не за то, как он играет, а за то, что он — личность.

— Расскажите о вашем сотрудничестве с режиссером Валерием Беляковичем.
— Я познакомилась с ним в его первый приезд в Пензу. Он не брал меня в свои постановки, а мне нравилось то, что он делал. Он обаятельный человек, ты влюбляешься в него сразу, безоговорочно. Потом я, наконец, получила роль в спектакле «Сон в летнюю ночь» и… была удивлена тем, что он не говорит мне, что делать. Пришлось все придумывать самой. В конце он сказал: «Ты хорошо работаешь». С этого момента стал давать советы. Но вообще я сложно работаю над ролями. Однажды Валерий Романович даже пятнадцать кругов пробежал по сцене в неистовстве от того, что я не делаю того, что он предлагает.

В театр — за эмоциями
— Какие качества вы цените в людях?
— Наверное, скажу банально: порядочность. Человек может быть несдержанным, непунктуальным, иметь другие недостатки, но если есть основа и ты знаешь, что он никогда не совершит подлость, он для меня ценен. Еще я люблю людей, которые дарят эмоции: с ними мир расцвечен разными красками. Мне нравится нерасчетливость, даже беспомощность, когда человек не может сказать злобные слова и уж тем более не может ударить, даже если его оскорбляют.

— Есть у вас ощущение, что жизнь — это рутина? Где вы берете силы?
— Раньше мне часто так казалось. Особенно в молодые годы, когда выходишь после спектакля эмоционально разгоряченная и хочется ответного движения, а вокруг пустота, тишина. Сейчас чаще черпаешь энергию из природы, книг, кино, общения с интересными людьми. Мне нравятся в жизни какие-то неуловимые вещи. К примеру, когда ты просыпаешься и чувствуешь, что сегодня произойдет что-то очень хорошее. Человек, который не может испытать чувства тайны, замереть в восторге от увиденного или услышанного, подобен мертвому, и глаза его закрыты.

— Вот за этими ощущениями тайны мы и ходим в театр, — признались благодарные зрители.

Под занавес встречи Наталья Старовойт прочитала стихи Иосифа Бродского.

КСТАТИ
17 февраля заслуженная артистка РФ Наталья Старовойт отмечает день рождения. Она по-прежнему радует зрителей своими работами. За этот год актриса сыграла такие разноплановые роли, как Тельма в «Спокойной ночи, мама», Мария в «Звездном часе», Полина Андреевна в «Чайке», еще раз продемонстрировав многогранность своего таланта.
От всей души поздравляем любимую актрису.

Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное