Жизнь в пекле: когда же это кончится?

Жизнь в пекле: когда же это кончится?

Завершается самый жаркий месяц за всю историю метеонаблюдений в Пензе. В течение июля 13 раз (!) были установлены температурные рекорды. Абсолютный максимум составил 39,6 градусов. Столько столбик термометра показывал 28 июля.
По степени интенсивности жары наш регион вошел в тройку лидеров по России. Пальма первенства досталась Туле. Мы на втором месте.

В среднем температура в июле была выше климатической нормы более чем на 6 градусов. При этом осадков выпало ничтожно мало – всего 4 процента от нормы.
Когда же к нам придет спасительная прохлада? Вроде бы появились обнадеживающие новости. С запада идут ливни. В сопровождении шквалистого ветра и ураганов. После изнурительной жары пензяки согласны хоть на смерч, лишь бы похолодало. Но, Среднему Поволжью, вскипевшему от жары, не повезло… Освежающие ливни добрались только до западных областей России и остановились где-то на подступах к Подмосковью.
Что ждать от погоды в ближайшее время? Мужайтесь. В начале августа возможно усиление жары до + 40 — 42 градусов…
Как долго еще продлится пытка? Увы, беспощадный антициклон продолжает закачивать в среднюю полосу России удушливо-жаркий воздух центральной Азии...

Сердце против солнца
– Количество инсультов у пензенцев увеличилось в два раза, – констатирует заведующая отделением областной больницы имени Бурденко Татьяна Романова. – Многих пациентов доставляют к нам с дачных участков. Отделение работает в экстренном режиме: имеющихся коек не хватает, приходится вводить дополнительные.
«Горячие дни» настали и для работников скорой помощи.
– Еженедельно из-за солнечных ударов к нам обращается 5-6 человек, – говорит заведующая оргметодотделом службы Наталья Волкова. – Эти цифры, конечно, реальной ситуации не отражают, потому что многие восстанавливаются собственными силами. Даже у здоровых людей скачет давление, появляется слабость, умственные способности ухудшаются. Тем же, кто находится в  группе риска (страдающим гипертонией и сахарным диабетом), следует быть особенно внимательными к своему организму. Нужно регулярно принимать гипотензивные препараты и лекарства, разжижающие кровь. А еще больше пить и без большой нужды на улицу не выходить.

Все молчат
Жаловаться на то, что в жару работать тяжело, пензяки не привыкли.
– К нам не поступило ни одного письменного обращения, – говорит руководитель Государственной инспекции труда по Пензенской области Валерий Сиротин.
Между тем, СанПиНом оговорены нормы продолжительности рабочего времени. Если температура в офисе или производственном помещении 30 градусов,  продолжительность рабочего дня не может превышать 5 часов. На один градус больше – 3 часа. Ну а если в помещении 32,5 градуса выше нуля, то работать полагается всего 1 час. Кстати, это же время должны работать и люди занятые тяжелым физическим трудом при температуре «всего» 30,5 градуса.  
Что касается наказаний за несоблюдение этих норм, то они весьма жесткие. Если работодатель не заботится о комфортных условиях труда своих сотрудников, он может быть оштрафован на 50 тысяч рублей или дисквалифицирован.

Спасаются мороженым
Выросли нагрузки у лифтеров – от жары лифты не выдерживают, люди застревают между этажами гораздо чаще.
Не легче водителям маршруток, экспедиторам и прочей шоферской братии. Кабины, не оснащенные кондиционерами и климат-контролем, раскаляются, как консервные банки.
Тяжело приходится асфальтоукладчикам.
На улице Пролетарской кипят дорожные работы. По словам бригады, ведущей ремонт асфальтового покрытия, графики у них, несмотря на зной, не менялись, рабочие часы никто не сокращал.
– На этом участке еще ничего – тенек, – рассказал нам водитель катка Дмитрий, ведущий работы на улице Пролетарской. – А вот когда кладем на самом солнцепеке…Прожаривает и сверху, и снизу – как курицу-гриль. 
Но в рейтинге самых «горячих» профессий одну из первых строчек занимают хлебопеки и кондитеры.
Работница одного из местных производств (на условиях анонимности) рассказала:
– Жара в цехах стоит невыносимая. Работают две газовые печи, температура доходит до 50 градусов. Кондиционеров нет. Правда, работает вентилятор, но толку от него мало. В нашем цехе нет окон. Днем, когда отгружают товар и входная дверь открыта, жить еще как-то можно, а ночью мы просто задыхаемся. Ни о каком сокращении рабочего дня в связи с высокой температурой начальство даже не заикалось. Наоборот, наша смена увеличилась с 8 до 12 часов.
А вот мороженщикам повезло. 
Во всех помещениях, где делают самый ходовой в жару товар, установлены кондиционеры. И мало того, что на рабочем месте всегда плюс 22 (температура поддерживается автоматически), а смена длится шесть часов, так работникам еще и разрешается бесплатно съесть порцию-другую холодного лакомства.
Этим летом производство мороженого на крупнейшем в Пензе предприятии выросло примерно на 25 процентов. Отметим, что половина всего мороженого в нашей стране производится и потребляется летом, на осень и весну приходится по 20 процентов, на зиму – лишь 10. Соответственно, и доход хладокомбинатов в знойные месяцы значительно выше. Так что июль-август для производителей эскимо и пломбира – не только самая жаркая, но и самая денежная пора.

За тапками — хоть в Африку
Как ни странно, покупательский спрос от жары не зависит. Такие уж, мы русские люди, загадочные. Коня на скаку остановим, в горящую избу войдем. А уж побегать по солнцепеку пару часов, чтобы купить дешевые тапочки или халат, это нам вообще раз плюнуть.
– Я торгую сланцами, – говорит Галина, продавец на одном из пензенских рынков. – Отчего зависит спрос, до сих пор не пойму. То люди косяком идут в знойный полдень, а то в прохладный день возле моего стола пусто.
Бронзовый, как курага, Измаил торгует сухофруктами.
– Мне жара нипочем, – улыбается он. – На своей родине я привык к высоким температурам. Надо только воды больше выпивать.
Удивительно, но многие стоят на солнцепеке даже без головных уборов!
Но, в общем-то конечно, продавцам не до шуток.  Продавщица шорт,  например, рассказала, что на днях она получила тепловой удар. Возвращалась домой с работы в маршрутке, и почувствовала, что «отъезжает» в иное измерение.
– Хорошо еще, пассажиры помогли, – говорит она. – Сначала люди подумали, что я пьяная. А потом поняли, что потеряла сознание. Очнулась от того, что мне на голову лили воду. 

Приплыли: мутанты!
Недавно по Пензенскому району пронесся слух, что в Ардымском пруду появилось «лохнеское чудовище», только маленькое – то ли рыба-черепаха, то ли суперголовастик.  И оно укусило мужчину. Многие не поверили, мол, людей специально пугают, чтобы на пляже было свободней.
Между тем в амбулатории села Ленино случай укуса подтвердили. Правда, «орудовал» не монстр:  
– Это ракообразный щитень. Он обитает в южных широтах страны. Вообще-то животное ползает по дну, но иногда всплывает на поверхность, чтобы погреть на солнце брюшко. 
Как попало теплолюбивое существо в наши края? Возможно, его личинки занесли в водоем перелетные птицы, а аномальная жара поспособствовала их развитию.
Между тем желающих искупаться на ардымском пруду явно поубавилось…

У природы есть плохая погода
А вот поэтов жара вдохновляет на творчество. Утомленная солнцем Лариса Ивановна Яшина на прошлой неделе написала новое стихотворение.

Запеклись и потрескались губы
Изнывающей в зное Земли.
Голос грома услышать бы грубый
Хмурость туч бы за благо сочли.
На людей видно, Боже, во гневе:
Где-то ливни, потоп, даже снег,
А над нами – ни облачка в небе
И под крышей спасения нет.
Не асфальт – просто липкая масса,
Не увязнуть бы в ней невзначай,
Мчишься к бочке холодного кваса,
Только он стал горячим, как чай.
Ищут тень деревенские куры,
Клюв раскрыли и крылья вразлет.
Цвет лугов не зеленый, а бурый,
Рыба в теплой реке не клюет.
Жар, как будто послание ада,
Воздух жжет как крутой кипяток.
Только ночи короткой прохлады
Даст живительный легкий глоток.

Фото Владимира ГРИШИНА

 

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное