Взрыв, прошедший через сердце

Взрыв, прошедший через сердце

Кто ответит за смерть жительницы Сердобска от взрыва бытового газа?

В Сердобске от взрыва бытового газа погибла 85-летняя Валентина Немцова. Еще одна женщина получила ожоги. Понесет ли кто-то за это ответственность?

Беда
Жизнь Ирины Слободян взрыв разделил на «до» и «после». В тот страшный день в январе 2010 года ей позвонили знакомые и сказали, что на улице Яблочкова — пожар.

— Сердце почему-то сжалось, как в тисках, — вспоминает Ирина Ивановна. — Я не знала, какой именно дом горит, но очень испугалась: ведь в этом районе живет моя мама. Сразу же вызвала такси. Ехала туда и повторяла: только бы ничего не случилась! Но горе пришло  именно в нашу семью...

Когда я приехала, увидела черный от копоти подъезд, выбитые взрывом двери. На месте трагедии еще работали пожарные. А маму уже увезли в морг...

В квартире погибшей Валентины Немцовой и сейчас, по прошествии многих месяцев, удущающе пахнет гарью. Ирина признается, что не находит сил, чтобы войти в эти опустевшие, осиротевшие, искореженные  взрывом стены. Дочь пытается понять: кто виноват в том, что ее мать сгорела заживо.

Накануне трагедии старушка, почувствовав сильный запах газа, вызвала слесаря. Тот приехал, повозился возле плиты, сказал, что источника утечки не обнаружил и отправился восвояси.

Через 10-15 минут произошел взрыв.

Эвакуация
— Я была дома, лежала на кровати, поскольку являюсь инвалидом  и с трудом могу передвигаться, — рассказывает соседка Немцовой Нина Шутихина. —  Вдруг раздался грохот, входную дверь снесло взрывной волной, из коридора в квартиру повалил дым. Я закричала мужу: «Горим! Горим!» Было очень страшно… Казалось, пламя сейчас ворвется в комнату. Супруг схватил меня на руки и понес через огонь. Я получила ожоги обеих рук, пришлось обращаться в больницу.

Обожженные запястья до сих пор ноют. А в сердце пожилой женщины поселился страх. Натерпелись и другие жильцы. Хорошо еще  пожарные быстро приехали, эвакуировали обитателей дома. Со второго этажа пришлось  с помощью спецтехники снимать семью с маленьким ребенком.

И сейчас эхо взрыва не умолкло в сердцах людей. Никто не получил никакой компенсации, жители подъезда, который больше всего пострадал при пожаре, за свой счет сделали ремонт в квартирах. И надежды, что кто-либо возместит им расходы, мало.

Колодец смерти
ЧП получило широкую огласку в СМИ.
Причина утечка газа, как было установлено, крылась в газораспределительном колодце, расположенном рядом с домом №4 по улице Яблочкова. Там оказалась неисправной какая-то задвижка. В результате взрывоопасное вещество медленно скапливалось в подвале дома…

Как сообщили в Следственном Управлении Следственного комитета по Пензенской области, по инструкции дежурный слесарь должен был проверить  загазованность квартиры и смежных помещений, вывести из опасного места жильцов.

Однако вопреки правилам мужчина не доложил о проблеме мастеру, не проверил исправность  подземной части газопровода, не отключил дом от газораспределительной сети.

Следственными органами следственного комитета РФ по Пензенской области  58-летнему слесарю было предъявлено обвинение  в совершении преступлений, предусмотренных ч.2, ст.109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей) и пунктом «г»,  ч.2, ст. 238 УК РФ (выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших за собой смерть человека).

Расследование всех обстоятельств трагедии длилось около полутора лет. На днях дело направлено в суд. По первой статье мужчине грозит лишение свободы на срок до трех лет, по второй  — его могут осудить на шесть лет, либо оштрафовать на сумму от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

Где правда зарыта
Интересно, что после того, как случилась беда, вдруг выяснилось: именно этот отрезок газопровода протяженностью 262 метра, с прилегающим к нему колодцем, является… ничейным.

— Что это означает? То, что нам, пострадавшим, некому предъявлять иск. Раз участок бесхозный, то и отвечать некому, — горько вздыхает Ирина Слобода. — Лично я считаю, что слесарь случайно оказался крайним в этой истории. К конкретному работнику «Сердобскмежрайгаза», я, несмотря на страшную потерю, претензий не имею. Жалко человека  — у него семья… Даже если условный срок дадут — все равно судимость отразится на его судьбе. Я думаю, что главная причина взрыва в том, что не было должного контроля за состоянием этого участка газопровода.

В общем-то, как ни крути, трудно не согласиться с Ириной Ивановной. Напомним, что взрыв раздался через считанные минуты после ухода слесаря. Мог ли он успеть, даже неукоснительно соблюдая инструкции, в одиночку эвакуировать людей, перекрыть трубу и так далее?

Однако найти других «крайних» не так-то просто.

Мы обратились в «Сердобскмежрайгаз» — филиал ОАО «Пензагазификация», желая предоставить возможность высказаться всем сторонам конфликта. Однако от комментариев директор Сердобского филиала Виктор Танцирев отказался. Сослался на то, что такие вопросы решают в головной организации, где есть юристы. 

Не пожелали пока дать разъяснения и в ОАО «Пензагазификация».

Свое и чужое
В распоряжении редакции оказались интересные документы. После взрыва прокуратура Сердобского района инициировала судебный процесс. В ноябре 2010 вынесено решение. Суть его такова: спорный кусок газопровода следует признать бесхозным, а потом поставить на баланс администрация города Сердобска.

Но заметим: к тому времени с момента ЧП прошло более полугода. А до этого задача оформить в собственность муниципалитета спорный участок сети перед местными властями не ставилась. 

В судебных документах представители ОАО «Пензагазификации» утверждают, что их организация только эксплуатировала данный отрезок газопровода, но не являлась его собственником. 

Однако заметим, что деньги за голубое топливо жильцы платили по квитанциям «Сердобскмежрайгаза».

В кассационном определении говорится и о некоем письме №311 от 3.02.2010 года, в котором первоначально, как потом выяснилось, ошибочно, была дана информация, что роковой участок газопровода  числился на балансе газовщиков.

Под Богом ходим
Мы не собираемся искать истинных хозяев злополучной трубы, тем более, определять, кто прав, кто виноват.  Журналист — не сподручный Фемиды.  Пусть этим занимаются правоохранительные и судебные органы.

Но давайте порассуждаем. Представим, что человек нашел на улице «ничейную»  собаку, привел к себе, она несколько лет охраняла его дом, и вдруг, сорвавшись с цепи, искусала прохожего. Нельзя сказать, что виноват только неизвестный хозяин собаки.

Квартиросъемщик обязан поддерживать в нормальном состоянии помещение, которым пользуется, хотя и не является его юридическим владельцем. В нашем случае речь идет не об испорченных обоях, а о человеческой жизни...

Но повторимся: пусть в хитросплетениях подземных труб разбираются компетентные органы.

Как мы выяснили, 262-метровый кусок трубы у газовщиков числился бесхозным.
Интересно, сколько у нас в области таких ничейных отрезков? В каком они состоянии? И сколько еще взрывов должно прогреметь, чтобы все опасные сети нашли своего рачительного хозяина? 

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное