Внебрачного сына князя Куракина нашли 200 лет спустя

Внебрачного сына князя Куракина нашли 200 лет спустя

В селе Куракино Сердобского района местные жители, расчищавшие заброшенную кладбищенскую церковь, обнаружили склеп — смотреть фото.

Вскрыли его на следующий день, когда приехали специалисты из Пензы. А до этого участковый и несколько жителей села всю ночь охраняли находку от вандалов, которые могли прийти в церковь в поисках сокровищ князя Куракина. Но в склепе оказался гроб с мумифицированными останками.

Зачем охраняли склеп?
Началось все с того, что в Куракине решили восстановить церковь. В селе сейчас два храма, оба — в руинах. «Село наше безбожное», — вздыхают местные жители.

В начале июля куракинцы на сходе поддержали идею возродить Никольскую церковь, и, получив благословение владыки Вениамина, принялись за дело. К храму на субботник пришел весь честной народ. Убирали мусор, скопившийся за последние 90 лет, снимали землю — хотели расчистить пол. Но наткнулись совсем на другое.

«В одном месте ударил ломом — звенит. Обрадовался: нашли полы! — рассказывает пенсионер Николай Лазарев. — Второй раз ударяю — звенит! Пошел в другой угол. Вогнал лом на полметра — а там ничего. Стали копать, где звенело, и увидели склеп».

На следующий день в присутствии священнослужителей из стены склепа аккуратно вынули два кирпича и посветили в проем фонариком. Внутри стоял гроб. Кирпичи вернули на место, а о находке известили полицию. Для охраны общественного порядка в Никольскую церковь прислали участкового. За компанию дежурили и добровольцы из числа местных жителей.

— Нас человек десять было, — вспоминает Николай Федорович. — Всю ночь костер жгли.

На вопрос, от кого охраняли, Лазарев машет рукой: «От вандалов. Тут любителей знаешь сколько?».

Требуется подкрепление!
Искателей сокровищ в здешних краях хватает. Александр Борисович Куракин, давший имя селу, по легенде, был выслан из Петербурга за невиданную любовь к роскоши — его называли «бриллиантовым» князем. Вот и ищут в Куракине, кому не лень: может, закопал где-то князь свои ценности. Но никто не знал, что в Никольской церкви кто-то похоронен, иначе бы искатели приключений могли добраться до храма гораздо раньше.

Весть о находке разлетелась в миг.
«Я еще проснуться не успела, а мне звонят, спрашивают: вы и вправду нашли гроб с золотом?» — вспоминает Галина Иванова. Бывший завуч сельской школы тоже была в ночном дозоре на кладбище. 

Наутро возле храма собралась внушительная толпа — приходили из Куракина, приезжали из Сердобска. Для охраны порядка из райцентра прибыли шесть сотрудников полиции — их выставили в оцепление.

Пока копали яму, чтобы разобрать стену склепа, люди все подходили и подходили — собралось почти сто пятьдесят человек. Сдерживать натиск любопытствующих прислали еще шесть полицейских.

— Охрана была необходима для безопасности самих граждан, чтобы давки не было. Ведь каждый из присутствующих хотел посмотреть, что в гробу, — поясняет заместитель начальника полиции отдела МВД по Сердобскому району Алексей Омаров.

Когда достали гроб, атмосфера накалилась до предела. Пока приехавшие из Пензы специалисты измеряли размеры ящика, в толпе  пошли разговоры о сокровищах. «Говорили и такое: если внутри клад, он должен принадлежать жителям села Куракина», — вспоминает Алексей Омаров.

Полицейские плотным кольцом окружили гроб — и они одним из первых увидели, что скрывалось внутри.

Где бриллианты?!

Когда с обитого бархатом, прекрасно сохранившегося гроба сняли крышку, под ней обнаружились останки человека — невысокого роста, в мундире. Пензенские специалисты пояснили: скорее всего, это внебрачный сын князя Куракина. Версию подтвердила и единственная драгоценная вещь, найденная в гробу — позолоченный медальон с надписью: «1813 г. 7 мая. Киев. Александр Сердобин». Других драгоценностей внутри не было.

«Все были разочарованы: барон — и такая беднота, — улыбается Галина Иванова. — Правда, гроб был дорогой. А сохранился барон очень хорошо: каштановые волосы, даже усы — все уцелело».

После того, как специалисты закончили осмотр останков, все желающие смогли подойти к гробу и отдать барону последние почести. Почти никто не прошел мимо.

«Когда люди убедились, что бриллиантов нет, всех как ветром сдуло, — смеется Николай Лазарев. — Осталось нас человек десять, тех, кто всю ночь караулил».

Медальон специалисты забрали на экспертизу, а останки Александра Сердобина оставили нетронутыми. Крышку гроба закрыли, ящик опустили обратно в склеп, стену замуровали — и засыпали сверху землей. В надежде, что больше барона, упокоившегося в склепе в 1816 году, никто не потревожит.

Сокровище создают своими руками
Примечателен в этой истории не столько ажиотаж, вызванный легендами о сокровищах, сколько решительность жителей Куракина, с которой они взялись за восстановление церкви. Некогда процветающее село, в котором были крепкий совхоз, спиртзавод, хорошая школа, дом ветеранов — то, на чем Куракино держалось в советское время, — сейчас постепенно уходит в забытье.

«Единственное место, куда сельчане могут прийти, чтобы почувствовать себя людьми — это церковь», — объясняет Галина Иванова.
Храм в Куракине собирались восстанавливать дважды — не маленький, кладбищенский, а большой, Александро-Невский, построенный в одно время с усадьбой Куракина. Но не получилось...

Однако потребность изменить что-то к лучшему, создать в селе точку опоры, духовный маяк, — осталась. Поэтому на работу по восстановлению Никольской церкви местные жители пришли охотно — и пенсионеры, и школьники работают на совесть и денег не просят.

Но никуда от трат не денешься. Галина Иванова с иронией признается: если бы нашли клад — было бы на что церковь восстановить. Есть и такие жители Куракина, кто предлагал, когда найдут драгоценности «бриллиантового» князя, организовать как прежде совхоз.

К теме сокровищ у здешних обитателей отношение особое: князю Александру Борисовичу приписывают не то семьдесят, не то восемьдесят внебрачных детей, рожденных от простолюдинок (Куракин был убежденным холостяком), так что многие сельские жители могут считать себя потомками князя и его, шутка сказать, наследниками.

Все это остается разговорами: клад в Куракине начали искать еще до революции, но сокровищ никто не обнаружил. Анатолий Устинов — он живет по соседству с усадьбой, — вспоминает единственный случай: кто-то нашел в  парке старинную монету, скорее всего, случайно оброненную.

Куракинцы, участвующие в восстановлении церкви, признаются: даже если они обнаружат еще что-то, шума поднимать не станут. Сразу сообщат кому надо. Снова уходить в ночной дозор и охранять исторические находки от охотников за наживой  — удовольствие не из приятных.

А семиклассник Лешка, который показывал мне дорогу в Куракино, на вопрос: ищете с друзьями княжеские богатства? — совершенно серьезно ответил: «Чепуха все это. Мы с друзьями церковь помогаем восстанавливать.

В Куракине многие верят: если удастся вернуть селу храм, это и будет настоящее сокровище.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное