В Пензенской области восстанавливают заброшенные животноводческие помещения

В Пензенской области восстанавливают заброшенные животноводческие помещения

Практика показала: реконструировать коровники дешевле, чем возводить новые. В этом убедился и фермер из Сердобского района Михаил Новиков

Привычка не унывать

Михаил Юрьевич — один из первых, кто на Сердобской земле стал заниматься фермерст­вом. Дело это оказалось для многих непростым, и те забросили начатое. Он же с завидным упорством продолжает развивать сельский бизнес.

— К труду приучен с детства, — объясняет Михаил Юрьевич, — и хотя трудностей достаточно, стараюсь не опускать руки и не унывать.

Сейчас в хозяйстве Новикова более 2,5 тысячи гектаров земли, и это одно из самых крупных КФХ в районе. Для обработки пашни есть и своя техника.

До недавнего времени все выращенное на полях реализовывалось «с корня». С одной стороны, так меньше хлопот, а с другой – всегда есть риск продешевить.

— Цена на зерно, в отличие от мяса и молока, в большей степени зависит от сторонних факторов и нестабильна, — говорит Михаил Юрьевич. — Куда выгоднее наладить замкнутый цикл производства.

В итоге, имея землю и свою кормовую базу, фермер стал развивать и животноводство.

Наследство нефтяников

Для обустройства коровников Новиков присмотрел у села Карповка несколько заброшенных животноводческих помещений. Взялся за расчеты и пришел к выводу, что восстановить их окажется дешевле, чем по­строить новые.

— Полуразрушенные коровники были в собственности у одной нефтяной компании: та в начале 2000-х годов планировала на этих землях, что неподалеку от Хопра, организовать базу отдыха для своих работников, да, видимо, передумала, и строения оставались заброшенными, — вспоминает Михаил Юрьевич.  

Разрушенные помещения были оформлены Новиковым в собственность год назад. С тех пор идет их восстановление, причем довольно стремительно. Через пару месяцев на старом фундаменте были возведены стены, а затем и кровля. Вокруг кованое ажурное ограждение.

Но главное внимание — микроклимату помещений, и в этом вопросе фермер придерживается научного подхода. Например, при монтаже потолка оставил довольно большие вентиляционные отверстия. В итоге в животноводческих помещениях всегда светло и свежий воздух. От этого и самочувствие буренок улучшается, и, как следствие, надои растут.

— К этому моменту мы восстановили примерно половину помещений, в них содержится 140 дойных коров. Думаю к осени завершить строительство, а впоследствии увеличить стадо до 600 голов. Только в этом случае все выращенное в хозяйстве зерно будет уходить на корм, – делится планами Михаил Юрьевич.

Кстати, в хозяйстве Новикова животных кормят не просто пшеницей, а сбалансированным комбикормом, который готовят тоже сами — на специальной мельнице.

Арифметика экономии

Новиков не раз бывал в передовых животноводческих хозяйствах страны, ездил перенимать опыт и к зарубежным коллегам. Пришел к выводу, что работать по старинке уже невыгодно.

Казалось бы, это очевидно. Вот только гнаться за прогрессом опытный аграрий не спешит.

— В Голландии мне предложили приобрести высокопроизводительное роботизированное доильное оборудование. Но раз купил, простаивать оно не должно. А чтобы загрузить его на полную мощь, надо сначала нарастить объемы производства, — рассуждает Михаил Юрьевич. — Думаю, следует завершить строительство, увеличить поголовье, а впоследствии, возможно, заняться переработкой, если надои возрастут до 5 тонн в сутки.

А пока полученное молоко Новиков сдает на местный маслозавод.

Кадры решают все

В фермерском хозяйстве Новикова трудятся более 20 его односельчан. Сотрудники получают исключительно «белую» зарплату, причем по сельским меркам весьма достойную. К тому же на ферме всегда можно получить бесплатно или вполцены сено и комбикорм для подсобного хозяйст­ва.

— Я не хочу, чтобы было как в той поговорке: «Нам делают вид, что платят, а мы — что работаем», — говорит Михаил Юрьевич. — Чтобы мотивировать человека, нужно его уважать и по мере возможности помогать.

Работать у Новикова в селе считается престижным. За хорошее отношение рабочие его уважают и стараются не подвести. Оттого и работа спорится. Пробыв на ферме полдня, я понял, что здесь все — от хозяина до сторожа — работают с огоньком.

Автор: Анатолий ВОЛОДИН

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное