В Пензе жильцы некоторых домов получают платежки за ЖКУ от двух УК
Люди не знают, кому платить, что делать и кто виноват...
— Почему вы ничего не делаете?
— Потому что вы не платите!
— Да мы не понимаем, кому именно должны платить!
Такие восклицания можно было услышать в один из вечеров на прошлой неделе во дворе дома № 45 по ул. Карпинского. Собственники квартир, пришедшие на общее собрание, были раздражены и настроены скептически: веры коммунальщикам нет, подписывать бесконечные протоколы надоело, на носу отопительный сезон, а подготовка к нему не ведется…
Остались с МУПом
Все началось летом 2014 года, когда обанкротились многие муниципальные управляйки. Среди них было и ООО «УК Жилье-26-1» (Пенза, ул. 8 Марта, 13), которое обслуживало дом № 45. К тому моменту недовольство его работой достигло критической точки: не велась уборка в подъездах и на придомовой территории, все работы, связанные с обустройством двора и дома, жильцам приходилось выбивать у коммунальщиков с боем.
На базе банкрота была создана новая обслуживающая организация — МУП «Жилье-26». Жителям 9-этажки предложили перейти туда, заверив, что к прежней компании МУП никакого отношения не имеет.
— Мы согласились, — рассказывает старшая до дому Татьяна Лавровская, — подписали протокол. Положенных 50 процентов голосов «за», правда, не набралось, но нас заверили, что это не страшно.
Через пару месяцев выяснилось, что новым в обслуживающей организации было только название, а весь персонал и, главное, начальник — небезызвестный в Пензе Олег Сорокин — остались прежними.
Жители решили, что себе дороже работать с организацией, которая постоянно банкротится, а деньги, собранные на счете дома, безвозвратно исчезают. Именно тогда в разговорах, которые вели между собой соседи, вместо МУП «Жилье» впервые прозвучало «жулье». Совет дома решил нанять другую управляйку, тем более что подписей, собранных в пользу старой, все равно было недостаточно.
Лакомый кусочек
Выбор пал на ООО «УК «Коммунально-бытовое товарищество» (далее — КБТ), относительно молодого участника на пензенском рынке жилищных услуг. Договор с ним заключили в апреле 2015 года. С этого момента и началась катавасия.
Собственникам стали приходить платежные документы сразу от двух управляющих компаний. МУП «Жилье-26» на извещение о расторжении с ним отношений никак не отреагировало. Техническая документация на дом осталась у него.
— Неудивительно, что МУП вцепился в нас мертвой хваткой, — объясняет Лавровская. — Мы для них очень лакомый кусочек. За наш счет раньше содержали все старенькие хрущевки в микрорайоне.
В доме № 45 более 370 квартир, собственники исправно платят по счетам. В 2010 году тут полностью заменили коммуникации до теплопункта, обновили трубы ГВС, ХВС и канализации в техподполье. Сейчас производится замена лифтов, устанавливается ограждение. Наполовину перекрыта крыша. Все эти работы были произведены благодаря активности совета дома, который буквально вытрясал деньги из управляющей компании.
То есть глобальных затрат в будущем не предвидится, а доходы с дома будут стабильными. Настоящее сокровище для любой управляйки.
Позже, по словам Татьяны Лавровской, выяснилось, что, отстаивая свои права на их дом, МУП опирался на подделанный протокол голосования.
— Мы подали иск в районный суд, и летом этого года документы были признаны недействительными, — рассказала Татьяна Николаевна.
Но руководство МУПа с таким решением не согласилось, и в октябре вопрос будет рассматриваться уже в арбитражном суде.
КБТ, по мнению специалистов жилищной инспекции, тоже осуществляет управление домом не вполне легально, потому что кворума (то есть большинства голосов собственников) у него нет.
Посему наилучшим выходом из ситуации было бы проведение третьего, решающего голосования: кто победит — тот и домом править будет.
Когда согласья нет…
Казалось бы, какие проблемы? Тем более что последние поправки в жилищное законодательство позволяют проводить так называемое очно-заочное голосование – то есть если кто-то не пришел на общий сход, может позже расписаться в соответствующих документах. Но жители дома № 45 теперь уже не могут прийти к единому мнению.
Те, кто помоложе, хотят за свои деньги получать все положенные жилищные услуги и поэтому отдают предпочтение КБТ.
А другая часть (в основном женщины пенсионного возраста), несмотря на недовольство услугами МУПа в целом, склонны оставить все, как было раньше.
— Пусть коммунальщики почти ничего не делают, — рассуждает одна из жительниц Валентина Семеновна, — зато они свои, привычные.
В итоге 12 квартир сегодня платят МУПу, 20 процентов собственников — УК «КБТ», а остальные не платят вообще. Ждут ясности.
При этом никто из них не является злостным неплательщиком, никто не хочет проблем с законом. А они, кажется, уже начались. Недавно в своих почтовых ящиках жители дома № 45 нашли оповещения от ООО «ЖилКомИнкассо» — специализированного агентства по взиманию долгов в жилищно-коммунальной сфере.
Через месяц сложившаяся ситуация может стать не просто неприятной, но и опасной: приближается отопительный сезон, а ни одна из обслуживающих организаций (из-за неопределенности и отсутствия платежей от жителей) не ведет подготовку дома к холодам.
— Мы сами виноваты в сложившейся ситуации, — считает житель злополучного дома пенсионер, юрист и военный в отставке Владимир Вишняков. — Слишком инертные и привыкли, что проблемы за нас решает кто-то другой. По этой же причине, — говорит он, — в доме не получится создать ТСЖ, хотя это было бы и выгоднее, и удобнее для жильцов.
Как тут не вспомнить слова из басни: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
Инна Левченко, и.о. начальника областной жилищной инспекции:
— Мы рекомендуем жителям дома пока оплачивать только коммунальные услуги (электроэнергию, водоснабжение, газ), а плату за жилищные услуги придержать. Деньги по этой статье ни та ни другая компания не могут взимать, пока в легитимности договора управления одной из них не останется никаких сомнений. И они об этом были предупреждены.
Сейчас ситуация с домом № 45 зашла в тупик. Будем искать выход совместными усилиями. Мы готовим обращения в региональное управление Федеральной антимонопольной службы, Роспотребнадзора, прокуратуру — эти инстанции также следят за соблюдением законности на рынке ЖКХ.
А ввиду того, что наступает отопительный сезон, не исключено, что придется прибегнуть к крайней мере: назначить дому временного управляющего. Если люди не могут сделать свой выбор, за них это сделает муниципалитет.
Владимир Лощинин, председатель Ассоциации ТСЖ и потребительских кооперативов Пензенской области:
— Нужно жестче вести работу по защите прав потребителей в жилищной сфере и внимательнее следить за теми, кто возглавляет управляющие компании. Я считаю, что руководители, которые в прошлом довели обслуживающую организацию до банкротства, не должны больше получать лицензии и работать в данной сфере.
Автор: Елена СВЕРДЛОВА
Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER