В Каменке две женщины 5 лет добивались расселения ветхого дома, а теперь отказываются из него уезжать

В Каменке две женщины 5 лет добивались расселения ветхого дома, а теперь отказываются из него уезжать

«Нас отрезали от отопления! Мы с соседкой замерзаем», дрожал в телефонной трубке женский голос

Оказалось, что Ольга Мельникова и Нурия Рассолова живут в ветхом доме, которому уготован снос. Поэтому подавать сюда тепло никто не собирается.
На следующий день мы выехали в Каменку, чтобы на месте разобраться в ситуации.

Долгий путь к переезду

Дом №5 по улице Заводской с его облупившимися, потрескавшимися стенами и полусгнившими оконными рамами производит удручающее впечатление. Внутри – вспученные полы, стены в плесени, с потолка капает вода. Чтобы она не растекалась, жильцы соорудили затейливые водоотводы из пластиковых бутылок.

Много лет жильцы пытались обратить внимание чиновников на состояние здания. Сначала хотели попасть в программу по капремонту, но им объясняли: эту развалюху проще снести, чем отремонтировать.

Однако при этом включать двухэтажку в список на расселение никто не спешил. Ольга и Нурия — местные активистки — долго ходили по инстанциям. Несколько раз в дом наведывались комиссии, осматривали здание и выносили вердикт: жить тут еще можно.

В начале 2012 года от дома № 5 отказалась обслуживающая организация. На тот момент для его жителей были установлены самые высокие в Каменке тарифы на содержание и текущий ремонт. Когда эту сумму повысили в очередной раз, люди взбунтовались. Ведь кроме своих комнат им приходилось оплачивать еще и 250 квадратных метров общей площади. При этом ремонтные работы практически не велись.

После того как дом стал «бесхозным», ситуация приняла опасный оборот и для местной администрации. Ведь многие комнаты в общежитии были не приватизированными, а значит, муниципальными. Обрушься в здании, к примеру, потолок, «по башке» получили бы и чиновники. Члены межведомственной комиссии наконец признали здание непригодным для проживания.

По новому адресу

Этим летом началось расселение. В большинстве случаев, по словам Мельниковой и Рассоловой, жителям предлагали «кота в мешке»: переселенцам называли адреса, куда им предстоит съехать, предлагали подписать договора мены и после этого выдавали ключи.

Одна из женщин, придя в новую квартиру, расплакалась. Видимо, последние жильцы перед отъездом забыли закрыть окно в одной из комнат, и помещение облюбовали голуби… Новая хозяйка вынесла пять мешков с птичьим пометом и несколько недель по досочке отмывала паркетный пол.

Но что толку спорить, если ты живешь в квартире по договору социального найма! Приходится брать, что дают… Но Мельникова и Рассолова являются собственниками и выдвинули вполне обоснованный, на мой взгляд, ультиматум: они не подпишут никаких документов до тех пор, пока своими глазами не увидят будущее жилье.

Чужие долги и «потерявшиеся» метры

Нурие Рассоловой в старом доме принадлежат две комнаты в разных концах коридора (общей площадью 22,8 кв. м). По закону ей должны были подыскать двухкомнатную квартиру, но, учитывая маленький метраж, предложили однокомнатную. Такой вариант ее категорически не устраивает — вместе с ней проживают сын и сноха.

Мельникову в состояние тихого ужаса привел осмотр предложенной квартиры.

— Администрация предлагает подписать акт приемки жилья, в котором сказано, что к его состоянию у меня претензий нет, — рассказала Ольга Викторовна. — Но они есть! Не работает ни один кран, у входной двери выломан замок!

Кроме того, Мельникова заглянула в почтовой ящик, закрепленный за данной квартирой. Он был забит платежными квитанциями, после изучения которых стало ясно: долг за ЖКУ в ее будущей квартире превышает 50 тысяч рублей.

Ольга Викторовна поинтересовалась в городской администрации, кто будет погашать долги? И получила ответ: «Вам это делать не придется, за коммунальные услуги начнете платить лишь с момента заселения». Женщина в это не верит. Сколько было случаев, когда ресурсоснабжающие организации, не желая разбираться в бумагах, выставляли долги прежних жильцов новому собственнику квартиры.

Таким образом, сложилась ситуация: администрация не может предложить двум жиличкам квартиры, которые бы подходили им по метражу и по качеству, а те, в свою очередь, на уступки идти не хотят. Вот и получается, что они больше других способствовали расселению дома, а теперь отказываются оттуда выезжать. Замерзают, но стоят на своем.  

Снести — нельзя отапливать

Когда разбираешься в проблемной ситуации, надо выслушать обе стороны конфликта. Поэтому вместе с Мельниковой и Рассоловой мы отправились в администрацию города Каменки.
Начальник отдела строительства и ЖКХ Надежда Бызина сказала, что город не меньше моих спутниц заинтересован в том, чтобы вопрос с расселением решился как можно скорее.

Дом № 5 — не первый, который муниципалитет расселяет своими силами за счет местного бюджета. Например, недавно новоселье справляли жильцы двух других ветхих строений. Люди с радостью согласились на переезд: лучше раз потратиться на косметический ремонт в новом доме, чем бесконечно латать старый, в котором все рушится.  

Надо отметить, что Каменка по сравнению с другими муниципальными образованиями нашей области находится в более выгодном положении: маневренный фонд города периодически пополняют квартиры, освобождаемые уезжающими военнослужащими. Но ремонтировать их не на что.

— Мы, конечно, можем заложить на это средства в бюджет на будущий год, но тогда расселения придется ждать не один месяц, — констатирует начальник организационно-правового отдела администрации г. Каменки Татьяна Танцерева. — А Мельникова и Рассолова сами уверяли: жить в их доме небезопасно.

О том, чтобы продолжать отапливать развалюху, вопрос даже не стоит — это дорого обойдется бюджету. Тем временем долги за отопление по городу Каменке и без того превышают 8 миллионов рублей.  

В итоге двум женщинам предложили вполне приемлемое, на мой взгляд, решение – переехать из аварийного дома в имеющиеся в наличии квартиры маневренного фонда, а позже, когда появится жилье, подходящее по метражу и прочим условиям (а такие квартиры скоро должны освободиться), переехать туда.     

Но Ольга и Нурия боятся, что когда они переедут, возможностей для маневра уже не будет. И мне сложно их за это осуждать. Практика показывает: нет ничего более постоянного, чем временное. Из сложившейся на сегодня тупиковой ситуации выход только один – суд. Обратиться туда могут как жители, так и администрация города.  

Р. S. Когда верстался номер.

Администрации Каменки удалось найти компромисс с Нурией Рассоловой. Женщине предоставили двухкомнатную квартиру, которая ее устроила. Ольга Мельникова на условия чиновников пока не соглашается и намерена зимовать в аварийном доме, лишь бы добиться желаемого результата. 

Автор: Елена СВЕРДЛОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное