Риск есть, но он оправдан

Риск есть, но он оправдан

Юрий Буянов из Тамалинского района уверен, что будущее — за сельским хозяйством и передовыми технологиями

Сумели сохранить

В Тамалинском районе главу КФХ «Ореон» называют передовиком и новатором в отрасли растениеводства. И похоже, это действительно так. Юрий Вениаминович — пока единственный в нашем регионе, кто всерьез занялся технологией No-till.

С сельским хозяйством тамалинец знаком не один десяток лет. Работал в местном совхозе агрономом, когда в стране все начало разваливаться.

— Это был конец 80-х годов. Одно из крупнейших местных хозяйств пришло в полный упадок, и стало понятно: перспектив вытянуть его из ямы просто нет, — вспоминает Юрий Буянов. — Умные люди посоветовали не теряться, а начинать жить по-новому, работать на себя. Главное — не бросать сельское хозяйство. Ведь это та отрасль, которая нашей экономике просто необходима.

Первым делом он выкупил земли у совхоза, расплатился по всем его долгам. Так в 1993 году и началась его предпринимательская деятельность. Сначала эта была мельница и производст­во макарон. Постепенно пробовали что-то новое.

Сейчас, почти 20 лет спустя, в собственности 5 тысяч гектаров земли, на которой выращиваются пшеница, ячмень, лен, рапс, соя, кукуруза, подсолнечник…

Сначала приходилось рассчитывать в основном на свои силы, сейчас огромный пласт работы лег на плечи сына Андрея. Молодой человек закончил пензенский вуз, но не остался в городе. Понял, что нужен семейному делу.

Начать с нуля

Можно подумать, что КФХ «Ореон» ничем не отличается от множества других, успешно работающих на территории Пензенской области. Если бы не один нюанс — технология, на которую хозяйство начало переходить семь лет назад. По научному она называется так: система нулевой обработки почвы, также известная, как No-Till. На Западе она уже давно применяется, в России все еще идут споры о ее эффективности.

Чаще всего люди, занимающиеся сельским хозяйством, консервативны. Им сложно отказаться от классического земледелия. А нулевая технология идет вразрез с классикой.

При использовании традиционной технологии земледелия львиную долю затрат составляют горючее, амортизация техники и трудозатраты. Минимизировать расход этих и других ресурсов возможно, если внедрить сберегающие системы земледелия. Именно это и делает No-Till. Если объяснять совсем просто, то это сев, обработка от сорняков  и уборка. Все. И так — каждый год. Земля не остается под парами, почва не обрабатывается, а ее поверхность укрывается специально измельченными остатками растений — мульчей. Она и образует питательный слой для растений.

— Таким образом, мы заметно экономим. Кроме того, земледелие — это отрасль с повышенным риском. Погода может преподносить различные сюрпризы. Но поскольку верхний слой почвы не рыхлится, такая система земледелия предотвращает водную и ветровую эрозию почвы, а также значительно лучше сохраняет влагу, — объясняет Юрий Вениаминович. — Правда, для внедрения системы нужна отличная от традиционной техника. Но у нас пришло время замены большинства машин, поэтому решили все-таки рискнуть и закупить уже те, которые нужны для этой технологии. Три года, как все наши земли переведены на No-Till. Результат есть:  сбор зерна вырос в два раза, а себестоимость снизилась.

По пути к независимости

Еще одним подспорьем для того, чтобы бизнес шел в гору, стали строительство складов для хранения и установка зерносушилок.

— Когда начали выращивать кукурузу и подсолнечник, столкнулись с проблемой: урожай перед продажей должен какое-то время полежать — после просушки продать его можно дороже. А места для этого было недостаточно. Именно тогда было решено закупать оборудование, проводить газ и расширять складские помещения. Сейчас у нас 6 ангаров, каждый по 1,6 тысячи квадратных метров. Да, затраты оказались немалыми, но теперь мы сами решаем, когда продавать урожай, — добавил Юрий Вениаминович.

Поддержкой стало и то, что в 2014 году КФХ выиграло грант. Благодаря ему после покупки третьей сушилки получили возмещение 50 процентов от ее стоимости.

Сейчас в крестьянском хозяйстве Юрия Буянова занято 17 человек, еще столько же сезонных работников. И нужно сказать, что зарплата у них достойная. Совсем рядом работает турецкая сельскохозяйственная организация, где рабочие получают хорошие деньги.

— Если не буду платить столько же, рискую потерять квалифицированный персонал, поэтому в этом вопросе конкурентам уступать нельзя, — улыбаясь, говорит глава КФХ.

Один в поле не воин

Рассуждая о том, тяжело ли быть сегодня фермером или заниматься аграрным бизнесом, Юрий Вениаминович уверен, что это тяжело в любые времена. Но именно сейчас, в условиях массового импортозамещения, сельское хозяйство начинает брать реванш. Этот сектор экономики стал приносить неплохие доходы. Выросли цены на продовольствие, в первую очередь на пшеницу, что, несомненно, порадовало аграриев.

— Финансовый результат, конечно, очень важен в любой работе. Но ничего этого не получится без любви к своему делу, терпения и творческого подхода, как бы странно это ни звучало. Поиски нового, попытки привнести что-то необычное в работу — на мой взгляд, это и есть творчество, от которого нужно получать удовольствие. Ну и, конечно, коллектив: без надежных специалистов, которые отвечают за свой сектор работы, далеко не уедешь. Правильно говорят, что один в поле не воин, — говорит Юрий Буянов.

Говоря о будущем, глава КФХ планирует и дальше изучать уникальную для местных аграриев технологию, применять ее в выращивании других культур.

Кроме того, уже четвертый год в аренде у крестьянского хозяйства находится пруд площадью 36 гектаров. Запустили туда мальков амура и карпа и даже получили первый улов. Поэтому местное население уже может отведать рыбу, выращенную на территории Тамалинского района.

СПРАВКА «Земляков»

Нулевая обработка почвы (земли) — это такая обработка, при которой почва остается нетронутой от жатвы до посева и от посева до жатвы, а механическое воздействие на грунт сведено к прямому посеву семян в нетронутую почву.

Автор: Елена СИНИЦЫНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное