Почему пензенские дороги весьма далеки от идеала

Почему пензенские дороги весьма далеки от идеала

Преподаватели ПГУАС знают, почему весной вместе со снегом «сходят» дороги и как решить эту проблему

Заглянуть под асфальт  

Мы решили попробовать разобраться, почему пензенские дороги далеки от идеала, ведь на их ремонт ежегодно выделяют немалые деньги. В прошлом году – 180 млн рублей, в этом – в два раза больше. Но чиновники сетуют: этого мало. В идеале в год нужно порядка 1,2 млрд рублей, ну или хотя бы половина этой суммы.

Но будем исходить из реалий. Возьмем, к примеру, проспект Строителей. Последний раз капремонт здесь проводили 10 лет назад. Вроде бы не так уж чтобы совсем давно. Так почему за этот период дорога оказалась разбитой?

Специалисты объясняют: проспект — главная транспортная артерия, пропускающая  огромный автомобильный поток, в том числе большегрузный. Чтобы полностью привести проезжую часть в порядок, нужно 470 млн рублей. Понятно, что на всю протяженность проспекта выделенных на этот год денег не хватит. Но все же основные его участки отремонтируют: где-то капитально, где-то ямки подровняют.

— У пензенских дорог есть несколько несоответствий стандартам, соблюдение которых при строительстве очень важно, — объясняет профессор, завкафедрой «Градостроительство» ПГУАС Юрий Васильевич Круглов. — К примеру, уклон дороги на улице Красной — 12 процентов, хотя эта цифра не должна превышать 6.

Другая проблема — загруженность дорог, которая продолжает расти даже в кризисный период. Но при этом улицы почти не расширяются (исключением стали ул. Кирова, Суворова, Пушкина), никто не отслеживает пропускную способность перекрест­ков. Еще один важный момент — отсутствие ливневок. Сточные воды попросту размывают грунт под асфальтом. Все это в совокупности приводит к тому, что наши дороги быстро разрушаются.

На все один ответ

В мэрии говорят, что все упирается в деньги.

— Давайте сравним: 2008 год — на содержание улично-дорожной сети было потрачено 1,2 млрд рублей, стоимость ремонта 1 кв. метра — 400 рублей. В 2016 году на ремонт выделяется примерно 320 млн рублей. Восстановление 1 кв. метра будет стоить уже 800 рублей, — объясняет начальник Управления ЖКХ г. Пензы Андрей Гришин. — Чувствуете разницу? Чаще всего разговоры о состоянии дорог у нас начинаются, когда сходит снег. В этом году он растаял рано. Но нельзя приступать к дорожным работам при температуре воздуха минус 10 градусов, иначе уже через три-четыре месяца от ремонта не останется и следа. Есть технология, которую мы обязаны соблюдать.

Но всегда ли соблюдается эта технология? Многие пензяки наверняка хотя бы раз видели, как дорожные работы ведутся и в снег, и в дождь, а асфальт кладется прямо в лужи. Кто-то спрашивает с подрядчиков за такую «работу»? Ведь на отремонтированные участки они дают четырехлетнюю гарантию и должны исправлять то, что натворили.

Как рапортуют специалисты Департамента ЖКХ, серьезных претензий к подрядчикам нет, вроде как они отвечают по своим обязательствам. И вот пару недель назад мэрия провела проверку улично-дорожной сети, в частности тех участков, которые находятся на гарантии.

Выяснилось, что частичного ремонта требуют улицы Коннозаводская, Входная, Пушанина, 8 Марта, Рахманинова, Островского, Кураева, Революционная, Тернопольская, Ватутина, Ставского, Ульяновская, Саранская, Тарханова, М. Горького, Петровского и Володарского.

— Будем работать в максимальном режиме, основные аварийные разрушения должны быть отремонтированы до 1 мая, затем начнутся масштабные работы по капитальному ремонту сплошных участков, которые сейчас находятся на торгах, — отчитался вице-мэр Юрий Ильин.

В числе улиц, к капитальному ремонту которых приступят в мае, — ул. 40-летия Октября, часть ул. Володарского, Октябрьская, Луначарского, Суворова (от Плеханова до Кулакова) и др.

Ремонт круглый год

Вячеслав Глухов, кандидат технических наук, завкафедрой «Геотехника и дорожное строительство» ПГУАС, считает, что в нашем городе нет плохих дорог или слишком подвижных грунтов. Есть плохие специалисты, которые занимаются строительством дорожного полотна, а также плохие надзорные органы, которые принимают некачественную работу.

Все начинается с тендера. Одна компания говорит, что построит дорогу за 1 млрд рублей, а другая заявляет, что уложится в 200 млн. Как же так? Одна и та же работа и такая разница? Может быть, вторая компания приложит максимум усилий, чтобы сэкономить государственные деньги? К великому сожалению, это не так.

— Вторая компания плохо подготовит и проведет работы, будет использовать некачественный материал. Она сможет сэкономить, только если на каждом этапе будет нарушать технологию строительства, — говорит Вячеслав Сергеевич. — Я много езжу по миру и могу сказать, что проблема с дорогами характерна не только для Пензы. Они плохие в Италии, Греции, Австрии. Хорошие дороги, например, в Австралии и нашем Краснодарском крае. И все потому, что там нет зимы, меньше циклов промораживания и оттаивания. И вот представьте, мы взяли неправильный песок и плохо его утрамбовали. Сверху насыпали щебенку иссинского производства, которая подходит разве что для укладки тротуаров. Дальше мы можем использовать какие угодно современные технологии, но завершать все должен специальный мембранный слой. Тонкая пластиночка, которая при плохом основании постоянно колышется и трескается. В трещины попадает вода… И в марте-апреле мы получаем «смытый» асфальт.

Какой же здесь выход? Простой, считает Вячеслав Глухов:

— Нужно круглый год отправлять на дороги небольшие бригады с правильной аппаратурой и каждый день битумной мастикой заливать появляющиеся трещины. И тогда не будет необходимости в огромных капитальных ремонтах.

Решать кардинально

У Вячеслава Глухова за спиной огромный опыт работы. Он уверен: все, что нужно Пензе для того, чтобы стать идеальным городом в плане транспортного сообщения, – это несколько крупных дорожных развязок.

— У нас есть несколько уже проверенных проектов, но город не хочет работать с нами. У нас есть ресурс — огромное количество студентов, но они никому не нужны. Да, ребята пока ничего не могут спроектировать. Но их можно посадить на перекрестке и попросить посчитать машины, которые через него проходят. Мы сделаем выводы о загруженности и решим ряд проблем. В свое время специалисты сделали огромное дело, расширив ул. Кирова. Что сейчас мешает то же самое сделать с ул. Суворова в районе бывшего троллейбусного депо
№1? Нам не нужны никакие новые технологии. Нам нужен здравый смысл, — уверен Глухов.

Высказался кандидат технических наук и о состоянии дороги по ул. Циолковского. Не один десяток лет она находилась в ужаснейшем состоянии. В 2008 году ее отремонтировали, но в этом году здесь снова страшно ездить. Он считает, что нет никакого смысла асфальтировать эту дорогу — она обречена.

— Лучшее, что можно сделать, засыпать проезжую часть щебенкой. Здесь не будет дороги с нормальным асфальтным полотном до тех пор, пока хотя бы один из коллекторов не сдвинут в сторону. Проходящие под дорогой трубы всегда будут прорываться, что с завидной регулярностью происходит последние 40 лет. Поэтому нужно один раз взяться, передвинуть коммуникации, проложить ливневую канализацию, а потом каждый год заливать микротрещины.

Взять и запретить

Депутаты, мэры и общественники многих российских городов России уже много лет ведут борьбу с ямочным ремонтом, предлагая ремонтировать не выбоины, а большие участки. Где-то от латания сумели полностью отказаться, где-то инициатива уперлась в деньги.

За примерами далеко ходить не нужно. В Заречном в прошлом году было решено почти полностью отказаться от ямочного ремонта в пользу капитального. Мэрия взяла курс на замену больших участков даже во дворах жилых домов. Кроме всего прочего это позволило соблюсти требования по уровню уклонов и избежать скапливания дождевой воды возле подъездов. К тому же практика показывает, что, латая в одном месте, на будущий год легко можно получить изношенное асфальтовое покрытие рядом.

— В год на дорожный ремонт мы получаем определенную сумму и должны уложиться в бюджет, — объясняет Андрей Гришин. — К примеру, два года назад на реконструкцию ул. Суворова было потрачено 125 млн рублей. Исходя из имеющегося бюджета этого года, таким же образом можно реконструировать только два участка. Если поступить так, то остальные разбитые дороги так и останутся в ямах. Приходится думать, как распределить сумму максимально эффективно.

Видимо, в условиях жесткой экономии и дефицитного бюджета в Пензе едва ли откажутся от ямочного ремонта.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное