Пенза в заборах: от кого и зачем мы прячемся?

Пенза в заборах: от кого и зачем мы прячемся?

Когда смотришь фильмы о жизни в цивилизованных западных странах, удивляешься бытовым мелочам. И одна из главных – отсутствие ограждений вокруг индивидуальных домов.
У нас все по-другому. Каждый крохотный надел обнесен забором, порой несоразмерно высоким. Понять это можно. Люди, предки которых веками не имели своего угла, в чьих генах – крепостное право и коллективизация, стремятся к размежеванию. Но зачастую в этом вопросе мы перегибаем палку.   

Обычная история
– Соседка опять меня обматерила, – Антонина Зайцева обиженно разводит руками. – Когда же она успокоится? Если бы знать, какую беду принесет нам этот забор, может, и не ставили бы его.

В районе Пензы-III, в одном из частных домов на несколько квартир, соседи жили весело и дружно. Поздравляли друг друга с праздниками, угощали вареньями и соленьями. Но дружба оказалась хрупкой, как стекло.

Семья Зайцевых прошедшим летом решила расшириться – пристроили к двум комнатам еще две. А заодно и забор продлили.
– Что тут началось! – качает головой Антонина Петровна. – Наша «любимая» соседка накатала на нас жалобу в земельный комитет, а потом и в суд заявление подала. Незаконное, мол, строение.

Дальше – больше. Так как госорганы в возбуждении дела отказали, одержимая жаждой справедливости женщина начала бороться с Зайцевыми своими методами. Забросала их огород тухлыми помидорами, развесила на злосчастном заборе ленты туалетной бумаги. И каждый раз при встрече обкладывала нецензурщиной.

– Это зависть, – тяжело вздыхает Антонина Зайцева. – И не успокоится она, это точно. Поэтому мы решили съехать. Другой дом уже подыскали, на этот раз без соседей. А чтобы насолить нашей злоумышленнице, решили сдать эту площадь цыганам. То-то им вместе весело будет!

Судятся из-за сантиметров
Сколько добрососедских отношений было порушено из-за заборных страстей, сказать сложно. По словам пресс-секретаря Пензенского областного суда Натальи Быченковой, отдельная статистика по этому вопросу не ведется. Но заявления от соседей, которые не могут поделить землю, поступают на рассмотрение Фемиды регулярно.

Долгое время между домовладениями жителей села Пушанино Белинского района Ирины Мишиной и Максима Хвощева (все имена и фамилии изменены) проходил проулок шириной 6 метров. Мишина перенесла ограду впритык к участку соседа, прирезав проулок себе. Хвощев с этим не согласился. Суд признал, что спорная территория является общей, и требования Мишиной не удовлетворил.

Судятся даже из-за сантиметров. В Кузнецке местный житель подал в суд на соседа после того, как тот отремонтировал обветшавшую калитку. Истец посчитал, что сосед установил новый столб на его земле. Еще одна претензия к ответчику: тот построил сарай, несколько сантиметров крыши которого нависли над соседской землей. Ничего предосудительного в ремонте калитки суд не нашел. Вердикт – в иске отказать.

Чемпионам – слава!
Только нашего человека можно смертельно обидеть, если не дать ему возможности заглянуть к соседу через забор. Ведь, как известно, у соседа и курица больше нашей гусыни.

И поэтому, когда нынешней весной у одного из жителей частного квартала Пензы упал забор, ликовала вся округа. На это имелись весьма серьезные основания. Хозяина забора (назовем его Виталием) все за глаза звали Агрономом. По части подкормки помидоров ему не было равных. На местном рынке его томаты пользовались особым спросом. Соседям хотелось «подсмотреть» секреты Агронома, а тут забор и рухнул. Некоторые смельчаки вознамерились даже проникнуть на участок и сорвать на семена лучший помидор.

Какие нравственные муки испытывал Виталик, догадавшись о планах соседей, вряд ли кто из нас может представить. От переживаний он даже заметно похудел. А тощие, как известно, на одном месте не сидят. Покой им даже не снится. Потому что не спится. Вот в одну из таких бессонных ночей Виталик притащил откуда-то на свой участок огромные щиты.

Округа с нетерпением ждала результата. Молоток в руках Агронома мелькал чаще носа дятла. Когда соседи увидели результат, они просто опешили. На месте старенького невысокого забора стояла глухая трехметровая стена. И на ней аршинными красными буквами красовалась надпись: «Слава олимпийским чемпионам!». Видимо, Виталик позаимствовал ночью рекламный щит какого-нибудь спортивного сооружения.

Теперь соседи готовятся отомстить Виталику. Вот уже которую неделю ищут тот злополучный стадион, чтобы обрадовать его директора своей находкой!

А как по закону?
Смех смехом, но, как выяснилось, многие правовые аспекты касаемо заборов в нашей, если можно так выразиться, забористой стране не отрегулированы.

В нормативных документах прописано лишь о заборах на садовых участках. Ограждения на дачах должны быть сетчатые или решетчатые. То есть сетка-рабица или невысокий штакетник, чтобы не создавать затенения у соседей. С согласия собрания членов садоводческого объединения допускается устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов. Высоту дачных заборов закон не регулирует. По СНИПам 1997 года она не должна превышать 1,5 метра. Но это рекомендованная норма, не подлежащая к обязательному исполнению. Поэтому юристы советуют согласовывать этот вопрос с соседями. В письменной форме. Чтобы в будущем избежать конфликтов и споров.

А вот что касается малоэтажной жилищной застройки, то здесь полная неразбериха. Федеральный закон на этот счет безмолвствует. По хорошему, заборный вопрос должен регулироваться на уровне органов местного самоуправления. То есть каждый муниципалитет может здесь проявлять самостоятельность – принимать свои нормы. Но на практике никто разработкой этих правил не занимается. Иначе как объяснить, что у нас такие разномастные заборы: у кого-то дырявый плетень, а у кого-то трехметровая бетонная стена на случай непредвиденной танковой атаки.

Конечно, суд вправе признать «Великую Китайскую стену», воздвигнутую соседом и затеняющую половину вашего участка, незаконным капитальным строением, не прошедшим согласование в органах архитектуры. Но здесь все будет зависеть от того, чей юрист окажется более убедительным.

И снова на пути стена…
Российские люди всегда гордились широтой своей души, открытостью, радушием. Так почему же так много заборов? На пресловутой Рублевке, которую мы видим по телевизору, вокруг каждого замка – Великая Китайская стена…

Говорят, что маленькие дети боятся пространства, огромного мира без границ. Может быть, мы пока просто не выросли?

В тему
К чему привело падение стены?
Как известно, не так давно было принято решение — открыть военный городок, что на Западной Поляне. Стена, отделявшая его жителей от остальных пензенцев, исчезла.

– Раньше родители не могли к нам в гости прийти, – говорит жительница городка Лариса Ларина. – Бывает, посидеть с детьми некому, а бабушке к ним не пройти. Только если за три дня оформишь пропуск. Но ведь не всегда заранее известно, как сложится ситуация. А однажды сын сильно заболел, так «скорая» проехать не могла. Еле-еле дозвонилась до коменданта, чтобы пропустили. И я не одна такая – скандалов очень много было.

Падение стены привело не только к укреплению семейных отношений. Теперь жителям городка разрешено приватизировать жилье и ставить машины возле своих домов.

К  слову
Странная стройплощадка
А еще стена – это граница между красотой и безобразием. Вот один пример: зеленый покосившийся забор неподалеку от драмтеатра. Кто может объяснить, каким генпланом утверждено на долгие годы нахождение этого сооружения в самом центре города?

Забор возвели пять лет назад. Под будущую стройплощадку вырубили голубые ели. Дальше дело не пошло. Никто так и не понял, что здесь собирались строить. Жители обращались в Министерство культуры с просьбой остановить стройку. В 2009-м им сообщили, что скоро ограждение исчезнет и на его месте появится сквер. Год 2010. Зеленеет по-прежнему только забор.


Не все хорошо, что блестит
Ровно пять лет назад, в начале октября, улицы Свердлова и Калинина г. Пензы засверкали, словно  новенький рубль. Вдоль дороги поставили алюминиевые заборы. Все знали: Пенза готовится к приезду Президента. Дорога из аэропорта в центр у нас одна, и самые непрезентабельные пейзажи  решили скрыть от глаз Владимира Владимировича.

– Мы сильно возмущались, когда пришли рабочие и начали ставить забор, – вспоминают местные жители. – Но нам сказали, что это временная мера, потом все уберут, а наши дома максимум через год снесут и всем дадут новые квартиры. Мы повздыхали и согласились.
С тех пор заборы и стоят, подтверждая истину, что временное – это самое что ни на есть постоянное.
– Нашему дому в 1917 году исполнилось 100 лет, – рассказывает жительница дома

№ 23 по улице Калинина. – Мы получили жилье в 1972-м, причем с большими трудностями: тогда этот район, сплошь состоявший из деревянных построек, активно расселялся, и наш дом должны были «вот-вот снести». Ждем перемен без малого сорок лет.
В соседнем доме живет бабушка Зоя. Так вот, она, всю жизнь проработавшая медсестрой в областной больнице, человек, так сказать, мирной профессии, бралась за топор, когда рабочие ставили забор. Металл должен был скрыть единственное окошечко, в которое к бабушке Зое по утрам заглядывает солнце. Окошко она тогда отстояла – забор поставили чуть левее.

Правда, с заборами не повезло только нечетной стороне улицы Калинина и нескольким домам по улице Свердлова. По четной же стороне ветхое жилье снесли, а людям дали квартиры.

Например, семье Васильевых из дома № 14, которые в 90-е годы переехали в Пензу из Казахстана. Пенсионерка Лидия Васильевна пять лет назад уж так, бедная, сокрушалась, что на старости лет оказалась почти что бомжом. Слава богу, что все устроилось. 

И дом  № 18 по улице Калинина, где жила Ольга Харькова, был в свое время переделан под жилье… из конюшни. Теперь людям дали благоустроенную квартиру.

Получило квартиры и семейство Зуевых из девяти человек, проживавшее в бывшем поповском доме – № 11 по улице Свердлова.
Сейчас здесь заборы уже не стоят, а красуются симпатичные многоэтажки…

Как говорится, всему свое время. И мы верим, что и те люди, которые сегодня живут за забором, получат комфортабельные квартиры. Уж к 350-летию Пензы – точно.

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное