Нужда заставила: в троллейбусах Пензы водители работают кондукторами

Нужда заставила: в троллейбусах Пензы водители работают кондукторами

Баранку кручу, обилетить хочу...

Как давно вы ездили на троллейбусе? Увы, в наше время этот экологичный вид общественного транспорта не пользуется большой популярностью. Вероятно, потому, что автобусы и маршрутки ходят чаще, а ждать пассажиры не любят. 

Однако те, кто предпочитает троллейбусы, с удивлением обнаруживают отсутствие в них кондукторов. Сначала это произошло на маршруте № 1. В салонах повесили такое объявление: «Уважаемые пассажиры! Троллейбус работает без кондуктора. Просьба оплачивать проезд водителю при входе через переднюю дверь (оплата без сдачи приветствуется)».

После Нового года кондукторов убрали из машин еще двух маршрутов — № 2 и № 9. На последнем, правда, новшество ввели только по выходным, когда пассажиров меньше.

В первую неделю было несколько обращений в адрес предприятия: мол, это неудобно. У единственной «рабочей» двери на остановках создается толкучка. Троллейбус подолгу стоит, за ним скапливается другой транспорт, водители начинают в нетерпении сигналить. В общем, все нервничают. И это на дороге, требующей максимальных собранности и внимания!  

Не от хорошей жизни

Почему же решились на такой шаг?

За разъяснениями мы обратились к исполнительному директору ООО «Горэлектротранс» Алексею Кузнецову. Напомним, муниципальный контракт по обслуживанию электрического транспорта с этой организацией был заключен в мае 2017 года. Ранее троллейбусами занимался СМУП «Пензалифт».

По словам Алексея Юрьевича, новые правила введены не от хорошей жизни.

— Мы проводим оптимизацию затрат по всем направлениям, чтобы выдерживать те условия, которые нам диктует город, — объяснил Кузнецов. — Еще недавно, когда с троллейбусным парком работал «Пензалифт», дотации из городского бюджета составляли порядка 50 млн рублей в квартал. Сейчас же, в соответствии с заключенным контрактом, мы получаем не более 30 млн. Из них 9 сразу же возвращаем в качестве платы за аренду имущества (транспорта). Сейчас город экономит на эксплуатации троллейбусов более 60 млн рублей в год (это если не учитывать получаемую арендную плату в размере 36 млн). Такое положение дел заставляет нас искать все возможные способы для сокращения расходов предприятия и стабилизации экономического положения. По сути, это поиск путей выживания. Отказ от кондукторов на некоторых маршрутах с низким пассажиропотоком — одна из мер, к которым мы вынуждены прибегнуть, чтобы сохранить троллейбусы для жителей Пензы. 


Чтоб «зайцев» ловили

Что стало с «освободившимися» кондукторами? По словам Алексея Кузнецова, они были переведены на маршруты, где пассажиропоток больше (это, например, троллейбусы № 7 и № 8). Никого не уволили, просто перераспределили. Кстати, кондукторов на предприятии  не хватает.

А что же имеют за дополнительную нагрузку водители? При введении бескондукторской формы обслуживания пассажиров водителям дополнительно установлена доплата за реализацию разовых проездных билетов в зависимости от суммы сданной выручки. Такая же система и у кондукторов на других маршрутах.

— Это заставляет следить за безбилетниками: если будет много «зайцев», то план не выполнишь, — пояснил Алексей Юрьевич.

Он утверждает, что, хотя водители занимаются продажей билетов во время остановок, длительность нахождения в пути почти не увеличилась. Маршруты ведь не такие популярные, даже в час пик народу не очень много. 

Сложно докричаться

Что же, в теории все неплохо. А как на деле? Автор этих строк решил лично испытать новую систему обилечивания. Выбрал «двойку», которая едет из Кривозерья через центр до Заводского микрорайона. 

На остановке «рогатый» транспорт пришлось ждать около семи минут. Когда троллейбус подъехал, открылась только одна дверь — правда, не передняя, а средняя.
  
Водитель стартовал, не дожидаясь, когда я оплачу проезд. Подхожу, протягиваю «полтинник». Получаю сдачу и билет. Водитель при этом даже не отвел взгляда от дороги.  Видимо, отработал эти нехитрые операции до автоматизма.

Спрашиваю: как давно ездят без кондукторов, насколько тяжелее стало? Петр Степанов (имя изменено), человек лет 60, рассказал, что в новых условиях они работают около месяца. И до сих пор не могут привыкнуть: в час пик приходится тяжеловато.

Что касается средней двери, ее открывают ради удобства пассажиров, ведь она широкая. Входящие и выходящие пассажиры друг другу не мешают. 

— Многие знают правила и сразу подходят с деньгами и проездными. Остальным приходится напоминать по громкоговорителю. Большинство воспринимают это спокойно. Конечно, бывают и «зайцы», в основном молодежь — старшеклассники и студенты. Зайдут в салон — и сразу на заднюю площадку. Призывы об оплате игнорируют, отгородившись от мира наушниками. Я же не остановлюсь посреди дороги, чтобы урезонить нахалов, — сокрушался Петр Николаевич.


Ездят по инерции?

Интересно будет подсчитать месяца через два, позволяет отсутствие кондукторов сэкономить или это утопия. Ну не может водитель продавать билеты только на остановках — из-за скапливающегося за троллейбусом транспорта.   

Поговорили мы и о дополнительном заработке. По словам моего собеседника, ему давали на подпись какой-то договор. Правда, внимательно прочитать его он не успел — торопился, да и уж очень мелким шрифтом напечатано. Попросил разрешения взять документ с собой — отказали: мол, только в офисе. 

Заработок водителя в месяц — около 20 тысяч рублей. А раньше можно было заработать и 30 тысяч. Но со временем из зарплатной ведомости ушли различные надбавки (в том числе и за выслугу лет), а также уменьшилась рабочая смена. Сейчас, согласно муниципальному контракту, троллейбусы выходят на линию с 6:00 до 20:30 (машины на некоторых маршрутах ездят до 19:45). А оплата почасовая.

Говорят, из-за новых правил один из водителей «двойки» уже сменил место работы. 

Итак, что мы имеем? С одной стороны, муниципальный электротранспорт удалось сохранить. Но затраты на его содержание растут, а городу все труднее выделять дотации. Эффективной экономической модели, которая позволила бы сохранить и приумножить автопарк, так и не придумано. Не случайно же «Пензалифт» сбросил с себя это бремя. 

Так что ситуация далеко не радужная. И все-таки не хотелось бы думать, что город в очередной раз пожертвует экологией ради экономии. 

А ваше мнение?
Дорогие читатели! А что думаете вы? Нужны ли на дорогах Пензы троллейбусы, которые сами себя окупить пока не могут? Стоит ли любыми путями сохранять экологически чистый транспорт или лучше эти деньги направить на что-то другое? Есть ли способ сделать «рогатые» безубыточными?

Автор: Филипп МИТРОФАНОВ

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное