Как милосердие жизнь пензенцев спасает

Как милосердие жизнь пензенцев спасает

Что руководит человеком, желающим творить добро? И может ли милосердие быть выборочным?

Слова «милосердие» и «благотворительность» нынче у всех на слуху. Тут сбор средств в пользу жертв стихийного бедствия организовали, здесь День донора объявили, а там известный бизнесмен оргтехнику для детского дома приобрел. И мы искренне восхищаемся этими поступками: как это красиво, благородно! А к тем или иным акциям и сами присоединяемся – жертвуем полтинник-сотенку на одноразовые подгузники для детишек из Дома малютки.
Одна моя знакомая дама пенсионного возраста также не остается в стороне от таких мероприятий: ходит на благотворительные концерты, участвует в лотереях, доход от которых идет на нужды социально незащищенных слоев населения.
Недавно при ней зашел разговор о том, как в одном пензенском селе бедствует женщина, оставшаяся одна с четырьмя несовершеннолетними детьми на руках: муж уехал на заработки в Москву и нашел себе там новую жену. И тут дама разразилась такой тирадой:
– Нечего таким помогать, мы своими подачками их только развращаем. А нищих возьми – совсем обнаглели! Я тут подала одному – сослепу вместо рубля пять копеек. Так он мне вслед этой монеткой запустил, мол, подавись.
Я не знала, что ей ответить… Только крутились в голове несколько вопросов. А хотела бы она оказаться на месте той несчастной многодетной матери? Могла бы, как тот бомж, выстоять с протянутой рукой хоть несколько минут? Ведь верно гласит поговорка: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». А что помешало даме вернуться и дать нищему тот самый рубль? То, что он без должной благодарности подаяние принял? Интересно, а сама дама пробовала хоть раз что-нибудь на пять копеек купить?
Моя знакомая хотя бы на благотворительную лотерею денег не жалеет, а многие и этого не делают: «Пусть государство о нищих заботится, я налоги исправно плачу». Как дико это слышать в России, где испокон веку помощь ближнему была неписаным законом.
Просящему дайте
На Руси всегда помогали нищим и юродивым с радостью, считая, что те отмечены особой милостью Божьей. Как, например, святая блаженная Ксения Петербургская. Жители города на Неве замечали, что если она возьмет на руки больное дитя или благословит его – оно непременно выздоровеет. Если зайдет в дом – в нем будут царить мир и согласие. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца – торговля пойдет успешно. Милость милостью, но присутствовал в этом и элемент разумного эгоизма.
Однажды я услышала несколько парадоксальное высказывание: «Что-то с деньгами совсем туго… Нищих, что ли, поискать, подать?».
– Давно замечено, что за доброе дело для ближнего Господь воздает сторицей, особенно если и сами мы оказываемся в затруднительной ситуации, – говорит председатель миссионерского отдела Пензенской епархии иеромонах Тихон (Федяшкин). – Когда я служил в своем приходе и мне срочно нужны были средства на те или иные нужды храма, я шел к нищим, подавал им и просил помолиться. И дела налаживались!
– Но одно дело – нищие молитвенники, а другое – пьяный бомж…
– Если вы даете милостыню во имя Христа, не важно, какие руки ее принимают, все равно это благое дело. Однажды у сельского священника сгорел дом, он с семьей оказался на улице. Идут по деревне, а мест¬ные опустившиеся пьяницы, всегда «стрелявшие» у батюшки на хлебушек (а по большей части – на опохмел), достают из заначки последние гроши и отдают погорельцам.
Коляска вместо «Лексуса»
Участие в судьбе ближнего заключается не только в финансовой поддержке, но и в моральной. Не можешь помочь материально – помоги делом.
22-летняя пензячка Ирина Шаткина работает секретарем в школе, зарплата у нее небольшая. Но это никогда не смущало, она искала возможность проявить милосердие – и нашла. Вот уже третий год вместе с другими молодыми волонтерами Ирина посвящает большую часть свободного времени уходу за «отказничками» в Пензенской детской областной клинической больнице им. Филатова.
– Первый раз меня попросили покормить маленькую Машу, которой нет еще и двух лет. В инфекционном отделении тогда лежало очень много детей и медсестры просто не справлялись, – вспоминает Ирина. – От Маши родители-алкоголики отказались… В тот день малышке было очень плохо: у нее поднялась высокая температура, девочка постоянно плакала. Я не знала, как к ней подступиться. Потом взяла на руки, начала ходить с ней по палате – и Маша успокоилась. Мы поели, поиграли, стали смотреть в окошко на проезжающие машины. Вдруг малышка увидела на улице мужчину и женщину, забарабанила ручками по стеклу: «Мама, папа!». Не могу передать, как тяжко на сердце стало в ту минуту. И я поняла, что теперь буду приходить сюда снова и снова.
Ирина готова сама усыновить ребенка. Но считает, что надо сначала выйти замуж, чтобы у малыша была полноценная семья.
– Только бы муж понимающий попался, тогда не одного, а нескольких ребят усыновить можно было бы.
Свободных рук не хватает и в других больницах, особенно там, где лежат тяжело больные или умирающие люди. Нуждаются страждущие и в простом человеческом участии, ведь многие из них одиноки. Некоторым перед смертью и словом перемолвиться не с кем.
Милосердие можно проявлять и с помощью профессиональных навыков: если вы юрист, то вступитесь за малоимущую семью, которую, к примеру, лишают жилья; если водитель – помогите доехать бабушке-инвалиду до районной соцслужбы и т.д.
Настоящая благотворительная помощь не оказывается по принципу «от сильного – слабому» или «от богатого – бедному». Она исходит от того, кто имеет возможность ее оказать, и адресована тому, кому она необходима. Люди слишком часто меняются в этой жизни местами, чтобы имело смысл раз и навсегда снабжать их подобными ярлыками.
Практика благотворительных организаций ясно говорит о том, что от беды не застрахован никто. Вчера ездил на «Лексусе» – сегодня можешь оказаться на инвалидной коляске.
С миру по нитке
Есть люди добрые и отзывчивые, однако очень недоверчивые. Они сомневаются в том, что их деньги дойдут до адресатов.
Выход для таких граждан – обратиться в один из благотворительных фондов. Все мы видим в магазинах ящички для пожертвований с фотографией ребенка и рассказом о его заболевании. Эта инициатива принадлежит фонду социальной поддержки населения «Святое дело».
– Помните народную поговорку: с миру по нитке – голому рубашка? – говорит председатель правления фонда Игорь Белотелов. – Потихоньку, по пять-десять-пятьдесят рублей, в ящичках набирается иной раз до половины суммы, требующейся на лечение. Остальное добираем из пожертвований, поступающих непосредственно в фонд от благотворителей. Таким образом нам удалось спасти десятки детских жизней.
Мы с президентом фонда Любовью Шубенкиной сейчас ломаем голову, как помочь детям, страдающим ДЦП. Излечить их полностью невозможно, но существенно облегчить и улучшить их жизнь реально. Проблема в том, что на реабилитацию нужны очень крупные суммы – иногда до 200 тыс. евро. Но поскольку ДЦП не является смертельно опасным заболеванием, люди пока не готовы жертвовать свои средства на помощь таким детям.
Посмотрите вокруг
По словам исполнительного директора пензенского фонда местного сообщества «Гражданский союз» Олега Шарипкова, многие из нас и не предполагают, в каких одновременно и привычных, и неожиданных сферах может пригодиться наше стремление делать добро:
– Есть в жизни явления, до которых никому нет дела – ни государству, ни бизнесу. Ну, бизнесу вообще интересны только те, у кого есть деньги. Государство занимается системно большими массами населения – отдельно молодежью или отдельно пенсионерами. Если речь идет о здравоохранении, то деньги тратятся на диспансеризацию, закупку лекарств и дорогостоящего медицинского оборудования. И никто особо не волнуется о такой «мелочи», как например то, что в детском отделении онкологического диспансера мамы и бабушки по многу месяцев днюют и ночуют вместе со своими больными малышами на стульях. Ведь койко-мест для них не предусмотрено. А каково самим детям, как минимум полгода, без каких-либо развлечений, кроме телевизора! Вот мы и разработали в нашем фонде программу помощи детскому отделению онкологического диспансера – «Родник надежды», по которой собрали сред¬ства на приобретение кроватей для родителей и оборудование игровой комнаты для детей.
Да вы сами посмотрите вокруг – десятки таких примеров найдете.

Наталья СИЗОВА,
фото Владимира ГРИШИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное