Чужие в родительском доме

Чужие в родительском доме

Чем обернется для России переход к ювенальной юстиции: защитой прав ребенка или головной болью для его родителей?

О ювенальной юстиции в последнее время говорят много. У всех на слуху недавние истории, когда органы опеки отняли детей не у наркоманов и алкоголиков, а у нормальных родителей. Обсуждения идут в Интернете, в телепередачах и на кухнях. Эмоции накаляются, страсти зашкаливают.

Отношение к «ювеналке» неоднозначное. Одни являются ее ярыми противниками, считающими, что это «когда придут в любую семью и отберут детей». Вторые обвиняют первых в правовой безграмотности. Третьи при слове «ювенальная» округляют глаза: а это еще что такое?!

Редакция «ПП» не смогла остаться в стороне от того, что сейчас так живо обсуждается в обществе, и собрала «круглый стол» на тему «Ювенальная юстиция: нужна ли она в России?». В нем приняли участие представители судебной власти, областного правительства, Министерства образования и Министерства здравоохранения и социального развития, уполномоченный по правам ребенка в нашем регионе Ирина Карачевская, православные священнослужители, ученые и общественность. Дискуссия получилась очень бурной.

– Сегодня на рассмотрении в Госдуме находится проект о создании ювенальных судов, – начал разговор председатель Совета судей Пензен­ской области Виктор Ховрин. – Согласно этому документу полагается наделить суды общей юрисдикции дополнительными полномочиями в плане рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних либо в тех случаях, когда затрагиваются интересы детей и подрост­ков.

– На мой взгляд, это будет полезное нововведение, – заметил начальник отдела Управления внутренней политики правительства Пензенской области Дмитрий Мурашов. – Ювенальный суд должен будет учитывать подростковую психологию, тогда он сможет все­сторонне разобраться в причинах, побудивших подростка совершить правонарушение, и наиболее полно и ответственно ответить на вопрос, опасен он для общества или нет. К тому же сюда входит еще и реабилитация несовершеннолетних, когда те оказываются в местах лишения свободы.

В нескольких регионах сегодня уже действуют пилотные проекты по ювенальной юстиции. В Таганроге работает единственный судья, специализирующийся только на делах, так или иначе связанных с несовершеннолетними.

– Так ведь и в судах общей юрисдикции есть судьи, которые ведут в основном процессы по делам несовершеннолетних, – возразил заместитель председателя Пензенского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Игорь Кустов. – И допрашивать подростка, совершившего преступление, нельзя без участия родителей или опекунов. Вот вам и ювенальный суд. Почему мы должны вечно за кем-то гнаться? То за Америкой, то за Европой…

– Совершенно с вами согласен, – сказал Виктор Ховрин. – По, моему, сейчас госструктуры и общественные деятели, небезразличные к профилактике детской преступности, насилию над детьми, в состоянии решать совместно эти задачи без каких-либо дополнительных законодательных нормативных документов и заставить работать ту систему, которая сегодня существует.

– Однако недавно Россия ратифицировала так называемую Европейскую социальную хартию, согласно которой создание органов ювенальной юстиции у нас неизбежно, – подключился к разговору педагог дополнительного образования, «Учитель года -2001» Дмитрий Монахов. – Так вот, законопроект еще и наделяет невиданными ранее полномочиями органы опеки и предусматривает участие всевозможных неправительственных организаций в защите детей. Ювенальная юстиция предполагает использование следующего средства: дети получат возможность сообщать о жестокости родителей в специальные органы. Их представители получат право вмешиваться в жизнь семьи, в воспитательный процесс, чтобы ликвидировать возникающие конфликты. А если состояние родителей будет неадекватным, то и забирать детей из таких семей.

Но западный опыт показывает, что в качестве проявления «жестокого обращения» школьные ювенальные службы или службы омбудсменов признают посягательства родителей на «право выбора» ребенка, когда они не дают своим чадам жить, как им хочется, – например, не разрешают пить, курить или принимать наркотики.

– В рамках этого законопроекта мы находимся между Сциллой и Харибдой. Родители не смогут влиять на своих детей, потому что ювенальная юстиция во многом будет пресекать попытки воспитать ребенка, – утверждает кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии ПГПУ им. В.Г. Белинского Алексей Никитин. – Фактически неправительственные организации будут предписывать обществу, по каким нормам ему жить, в нарушение Конституции. Ювенальная юстиция в том виде, в котором она представлена в виде законопроекта в Государственной Думе, является очередным ударом по суверенитету и безопасности нашего государства.

Резко отрицательно высказались о грядущих нововведениях священники Пензенской епархии Сергий Богачков и Александр Филиппов. По их мнению, ювенальная юстиция имеет в своей основе антисоциальную сущность (то есть ведет к снижению рождаемости и распаду семьи) и антихристианскую направленность, сводящую на нет пятую заповедь – «Чти отца твоего и матерь твою…». Многодетная мать Елена Черлянцева привела целый ряд примеров произвола органов соцзащиты в других регионах, когда чиновники изымали детей у нормальных родителей только потому, что семья на данный момент испытывала материальные затруднения.

Замминистра образования Пензенской области Светлана Кудинова возразила, что в данном случае имел место человеческий фактор:

– В Пензенской области ничего подобного не было! У нас ни один орган, который работает в системе ювенальной юстиции, не нарушил права семьи и не оставил без внимания ни одной проблемы ребенка.

В одном участники «круглого стола» были практически единодушны: российское законодательство сегодня имеет все необходимое для защиты прав ребенка и нам ни к чему подражать западным образцам. Вместо того чтобы тратить огромные средства на создание системы ювенальной юстиции, лучше направить их на поддержку семьи и профилактику подростковой безнадзорности и преступности.

Что примечательно, сегодня даже западные юристы и законодатели вынуждены поднимать вопрос о пересмотре целого ряда пунктов ювенальной юстиции, особо опасных и противоречащих здравому смыслу. Например, во Франции и Нидерландах для лишения родительских прав даже не требуется доказательств, достаточно анонимного доноса!

Также не менее абсурдны жалобы на родителей от детей, когда подростки 15–16 лет «стучат» в спецорганы на то, что им приходится мыть посуду на кухне.

В последние 20 лет мы в основном умудряемся брать у Запада только все самое худшее. И есть реальная опасность, что система ювенальной юстиции придет к нам в самой уродливой и извращенной форме. Специалисты считают, что помноженная на коррумпированность и произвол чиновников, она может спровоцировать в России взрыв народного негодования. Ибо «какая же мать согласится отдать своего дорогого ребенка…».

Наталья СИЗОВА,
фото — anallizing.ucoz.ru/index/0-1


Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное