«Завтра меня уже не будет», или Как уберечь подростка от рокового шага

«Завтра меня уже не будет», или Как уберечь подростка от рокового шага

Тема, которую сегодня затронула «Пензенская правда», очень сложная

Жизнь — это самая большая на свете ценность. Чем старше становится человек, тем яснее он это понимает. Подросток же — личность, психологически неокрепшая, и то, что взрослым кажется не таким уж страшным, может выбить его из колеи: непонимание в семье, несчастная любовь, неприятие сверстниками…

В петле отчаяния

Этой осенью по стране прокатилась волна подростковых суицидов. Трагедия случилась и в Пензенской области. Повесилась 15-летняя девушка, учащаяся девятого класса престижной кадетской школы. Она болезненно переживала разрыв с молодым человеком. За несколько часов до рокового поступка удалила фото из соцсетей. А затем написала для родных записку, в которой просила никого в своей смерти не винить.

Как водится, начались разбирательства. Кто не уследил? Что упустили из виду? В школах начали массово проводить собрания на тему взаимоотношений родителей и детей, приглашать для консультаций психологов.

Этот случай не единичный. Только вдумайтесь: в прошлом году в нашем регионе была зарегистрирована 31 попытка суицида, предпринятая подростками. Четырех ребят спасти не удалось.

По словам уполномоченного по правам ребенка в Пензенской области Елены Столяровой, с января по сентябрь этого года попыток было 9. Одна закончилась летальным исходом.
Какими бы причинами ни руководствовались подростки, принявшие страшное решение, главный вопрос: что должны сделать взрослые, чтобы уберечь их от рокового шага? С помощью специалистов мы попробовали разобраться в проблеме.

Первая беда

Тема, которую мы сегодня затронули, очень сложная. Наверное, невозможно предусмотреть все. Но не говорить о ней нельзя. Нужно сделать все возможное, что от нас зависит, чтобы не допустить новых трагедий.

Один их первых вопросов, которые задают люди, узнав о трагедии: в какой семье это произошло?

Беда может постучаться в любую, даже на первый взгляд самую что ни на есть благополучную. Любящие родители, дом — полная чаша, модные гаджеты…

Мамы и папы усиленно зарабатывают деньги, чтобы у чада было все самое лучшее, следят за его здоровьем, успеваемостью… А времени на то, чтобы наладить доверительные отношения, нет. Да и многие взрослые даже не знают, как это сделать.

— Чаще всего счеты с жизнью сводят внешне благополучные подростки, — говорит детский психолог областной психиатрической больницы Сергей Соколов. — Ребята, которые живут в детдомах или семьях, где злоупотребляют алкоголем, редко задумываются о самоубийстве. Они с детства привыкли жить в сложных условиях. Поэтому воспринимают многие, даже ужасные вещи, как должное. У них очень сильные эмоции — злость на своих родителей. Они рьяно доказывают миру свою значимость. Другое дело, когда подросток, у которого до поры до времени было все хорошо, впервые сталкивается с серьезными трудностями.

Услышать и понять

— Важно понимать, что суицид — это не мгновенное решение. Как правило, такие мысли зреют в голове не один день и даже не неделю. И все это время ребенок отчаянно взывает к взрослым, различными способами давая понять, что ему очень плохо. Внимательные родители не оставят без внимания изменившееся поведение их чада, — продолжает Сергей Соколов.

Пик подростковых суицидов приходится на возраст 13–16 лет — так называемый пубертатный период. Дело в том, что в это время даже самому спокойному ребенку сложно контролировать свои эмоции. В организме гормональный бум, идет перестройка сознания — уже не ребенок, но еще не взрослый...

В это время родителям нужно быть особенно внимательными. Во-первых, необходимо установить контакт с подростком. Не пытайтесь командовать им, давить авторитетом. Важно дать ему понять, как он и все, что с ним происходит, а также его мнение важны для вас. Главное — говорить с сыном или дочкой не как строгий всезнающий родитель, а как равный с равным.

— Вы узнаете о своих детях много нового, интересного. Потихоньку они сами начнут делиться с вами проблемами и радостями. Но пока мы молчим, прикрываясь фразами «давай позже», «я устал на работе», «не до тебя», своими страданиями подростки будут делиться в социальных сетях, — говорит психолог. — А реальной поддержки им там не найти.

В борьбе за жизнь

После череды детских самоубийств взялись за реформирование школьной психологической службы. Практика показывает, психологи нужны не только трудным детям. А в нашей стране их работа в большей степени была ориентирована на детей, которые живут в заведомо неблагополучных семьях.

Но скрытое неблагополучие, отсутствие внимания к ребенку в семье также могут привести к трагедии.

В Пензенской области специалисты теперь будут нацелены и на работу со школьниками переходного возраста. Краткий курс психологии пройдут и классные руководители. Именно они могут первыми заметить изменения в поведении ребенка или отношения к нему в коллективе. И если в этот момент протянуть ему руку помощи, трагедии можно избежать.

Что должно насторожить в поведении подростка:

— часто говорит о смерти, задает вопросы на эту тему;
— перестает следить за собой, отстает в школе или перестает туда ходить;
— замыкается в себе, стремится уединиться под любым предлогом;
— делает попытки попрощаться: раздаривает свои любимые вещи;
— произносит фразы типа: «мне уже все равно», «завтра меня уже не будет», «больше вы меня не увидите»;
— рассуждает на темы: «Я никчемный», «Я никому не нужен»;
— высказывает прямые угрозы типа: «Лучше повеситься, чем с вами жить».

Если вы понимаете, что не справитесь с проблемой самостоятельно, можно обратиться к специалистам, набрав единый общероссийский номер детского телефона доверия — 8-800-2000-122.

МНЕНИЯ

Александр Воронков, министр образования Пензенской области:

— Малейшее изменение в поведении и настроении ребенка нужно принимать во внимание. Для подростка любая, как нам кажется, мизерная проблемка — это трагедия размерами с Вселенную. И когда мама реагирует на нее словами: «Что ты голову забиваешь? Какие мальчики? Тебе учиться надо!», —  случается беда.

Елена Куканова, директор школы № 52 г. Пензы:

— На учителей возлагают сейчас огромную ответственность. Но педагогу, у которого в зоне внимания целый класс, бывает сложно вовремя распознать серьезную ситуацию. А дети сейчас остро реагируют на все: чуть что — срыв. Роль семьи важнее. Зачастую родители замечают изменения, происходящие с ребенком, но стесняются обратиться за помощью к психологу, замалчивают проблему.

Лариса Разуваева, кандидат педагогических наук, доцент, старший методист центра психологии и коррекционной педагогики Института регионального развития:

— Увы, благополучной семьей у нас до сих пор считается такая, в которой  есть достаток и родители не злоупотребляют алкоголем. Но благополучие в психологии трактуется иначе. Люди могут жить бедно, но быть вместе, поддерживать и понимать друг друга.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное