В Пензе более 30% школьников — гиперактивны

В Пензе более 30% школьников — гиперактивны

Детей, которые и минуты не могут посидеть спокойно, становится больше с каждым годом. Гиперактивность: примета времени или диагноз?

«У меня гиперактивный ребенок», — говорят многие современные мамы.

Раньше подобных диагнозов в медицинских карточках не писали. Просто говорили: непоседа… Сейчас научно доказано: существует заболевание, которое провоцирует повышенную возбудимость мозга.

Гиперактивные дети вечно куда-то несутся; сидя на стуле, ерзают, качают ногами; разбирают на запчасти игрушки, шумят, грызут ногти. А поскольку они все время в движении, им трудно на чем-либо сконцентрироваться. Но, как правило, они умные, схватывают на лету.

В большинстве своем непоседы совершенно здоровы. Это просто особенность характера. Но в ряде случаев без помощи врача не обойтись.

Всем спать!

Мой сын из числа последних. Диагноз нам поставил в четыре года невролог после длительного наблюдения за другим недугом — родовой травмой (смещение шейного позвонка).

Примерно к этому же времени сын перестал спать днем. Трагедии в этом я не видела, поскольку мы жили по режиму: ровно в 9 вечера отбой, и мой сорванец сладко посапывал до утра. Иные ребятишки прекрасно засыпают в обед, но потом бесятся до полуночи.

Однако в детском саду с тихим часом возникли проблемы. Сын, для которого неподвижность — худшее наказание, вертелся в кровати как уж на сковороде, что очень не нравилось воспитателям. Однажды в наказание за бессонницу (это было зимой) ребенка отправили в трусах и маечке в актовый зал, продуваемый сквозняками. Там он час стоял босиком на холодном полу. И, конечно, простудился…

После этого я серьезно поговорила с воспитателями. Выход был найден: ребенку разрешили в сон-час штудировать книжки (читать он научился, когда ему еще и пяти не было).

Трудности первых лет

Садик — это «цветочки». «Ягодки» начинаются, когда гиперактивные дети идут в школу. Им трудно спокойно сидеть за партой. Они крутятся, болтают, мешают педагогу вести урок, за что их, естественно, ругают.

Я переживала: как мой первоклассник будет учиться? Тем более что пошли мы в гимназию № 53, поскольку она находилась в двух шагах от дома.

Год был непростым. Почерк у сына, как и движения, оказался резким, торопливым, небрежным. Буквы заваливались набок, словно пьяные. При этом писал он грамотно. Другие предметы давались ему довольно легко, хотя дисциплина, конечно, хромала. Спасибо нашей учительнице, которая, зная о диагнозе, была требователь-ной, но голоса никогда не повышала. Занимала ребенка в концертах и спортивных состязаниях, где он мог выплеснуть свою энергию.

Нежеланный ученик

Но вот наша семья переехала. Ребенка на уроки пришлось возить. Решила перевести сына в школу № 30, что буквально через три дома. Но там не поверили, что из гимназии уходят без серьезной причины.

— Наверное, у вашего ребенка есть проблемы? — спросил директор.

Я честно сказала про наш диагноз. Но подчеркнула, что переводимся только из-за смены места жительства.

Не знаю почему, но слово «гиперактивность» подействовало на педагога как красная тряпка на быка. В его голосе появились металлические нотки. Он почему-то начал рассказывать про ученицу, которая перекусала полкласса, и родители вынуждены были перевести ее в другую школу. Велел принести характеристику на ребенка и перед зачислением… отвести его на психолого-педагогическую комиссию. Как будто речь шла не о егозе-второкласснике, а о закоренелом хулигане…

Для справки: в законе об образовании сказано, что при переводе ребенка в школу по месту прописки требуются только заявление от родителей и личное дело ученика.

В итоге меня с ребенком отправили на беседу. В классе нас ждали три (!) педагога. После небольшой проверки знаний сына попросили выйти в коридор. А меня начали убеждать, что ребенка переводить в их школу не нужно, поскольку с такими детьми работать непросто. А в старой учитель уже нашел к трудному ученику ключик.

В их словах, не спорю, было разумное зерно. Но разве находить подход к гиперактивным детям не обязанность каждого учителя? Тем более что число таких ребят (у которых эта особенность выражена в той или иной степени), по данным медиков, сегодня превышает 30 процентов!

В итоге мы решили остаться в старой школе, где к ребенку относятся, действительно, доброжелательно.

Поколение непосед

— К сожалению, этот диагноз мы ставим все чаще и чаще, — говорит заведующая неврологическим отделением областной детской больницы им. Н.Ф. Филатова Ольга Понятова. – У одних мы наблюдаем только гипервозбудимость, у других она сочетается с дефицитом внимания. Таким детям труднее адаптироваться в школе.

Причины гиперактивности могут быть разными. Это неблагополучное течение беременности, родовые травмы, внутриутробные инфекции. Сейчас ученые выдвигают еще одну теорию — гиперактивность как генетическое заболевание. То есть у человека есть генетическая особенность, которая запускает механизмы возбуждения рецепторов мозга. Неспокойная ситуация в семье может усугублять болезнь.

Говорят, что ласка и любовь лечат. Но также во многих случаях необходимы и лекарст­ва. Обычно назначают препараты, улучшающие мозговое кровообращение, и мягкие успокоительные, рас­слабляющий массаж и физио­процедуры.

Где найти психолога?

Часто таким детям требуются и занятия с психологом. Скажу больше: они нужны и родителям. Ведь нам часто пеняют на то, что ребенок несдержанный, невоспитанный. Между тем воспитание гиперактивных детей — наука, которую нигде не преподают.

Если в школе, где учится ребенок, есть психолог, можно обратиться к нему.

Во время подготовки материала я узнала, что в Пензе, на улице Тимирязева, есть областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Получать консультации там могут и горожане, и жители районов. Но почему-то никто и никогда не направлял нас туда…

— В центре разработана специальная программа по работе с гиперактивными детьми, — рассказывает замдиректора Татьяна Карамышева. — Здесь трудятся опытные специалисты, есть необходимое оборудование.

(Родители могут узнать больше, позвонив по телефону 48-40-88).

Советы от психологов центра

— Строго соблюдайте режим дня.
— Даже если ребенок провинился, не повышайте голос.
— Хвалите как можно чаще, но за дело.
— Не отдавайте «приказов», а предоставляйте выбор («Какой урок выучим сначала — русский или математику?»).
— Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (рисование, работа с конструктором, чтение).
— Не сдерживайте подвижность ребенка. Дайте ему возможность израсходовать избыточную энергию. Больше гуляйте.
— Запишите его в спортивную секцию. Полезны плавание, бег, занятия восточными единоборствами.

Ждем ваших писем!

Дорогие читатели! А вы сталкивались с детской гиперактивностью? Как приняли ваших ребят в садиках и школах? Какие подходы в их воспитании вы применяете? Поделитесь опытом! Пишите на электронную почту gulinalara@mail.ru или обычным письмом на адрес редакции: г. Пенза, ул. Белинского, 8, газета «Пензенская правда». Или звоните по телефону 78-88-21.

Автор: Лариса РЯБИНИНА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное