Профессор ПГУАС Семен Резник: За партой бизнесу обучить нельзя

Профессор ПГУАС Семен Резник: За партой бизнесу обучить нельзя

Семен Давыдович без малого 25 лет руководит в вузе Институтом экономики и менеджмента

За заслуги в развитии науки и образования, подготовке квалифицированных специалистов и многолетнюю добросовестную работу доктор экономических наук, профессор, декан Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства Семен Резник награжден Почетной грамотой Президента РФ. Корреспондент «Пензенской правды» поздравил Семена Давыдовича с наградой и задал несколько вопросов.

Колебания профессионального рынка
— Семен Давыдович, правда ли, что в стране переизбыток менеджеров (равно как и юристов, экономистов и выпускников специальности «госуправление»), как не устают повторять нам с телеэкранов? Как это согласуются с тем, что у нас постиндустриальное общество, в котором максимальное развитие получает именно сфера услуг, где как раз менеджеры и востребованы больше всего?

— Менеджеры — это люди, которые хотят и призваны руководить другими людьми. Сейчас, куда ни глянь, всех называют этим модным словом, в том числе обычных продавцов. Так и жука навозного можно назвать менеджером по удобрениям… Менеджер, руководитель — планирует, организует, создает подчиненным условия для выполнения этих планов, координирует, мотивирует и контролирует их работу. А производит менеджер — решения.

Они могут быть хорошими, правильными или плохими, неправильными. Ни одно дело в стране, в армии, на предприятии, в органах управления не пойдет, если его будут поручать плохим менеджерам. К сожалению, так нередко бывает, потому что очень часто менеджеров, во-первых, готовят плохо, непрофессионально, и во-вторых, не из числа тех, у кого есть способности к данной сфере деятельности.

Руководители всегда были и будут нужны экономике, а хорошо подготовленные — тем более. Об этом скажут и в любой администрации, и на производстве, и в образовании.

Если мы посмотрим статистику вакансий на сайтах по трудоустройству, то большинство этих вакансий — как раз для менеджеров и экономистов.

Однако потребность государственных структур в таких специалистах сегодня, действительно, невелика — они нужны в основном производственным и коммерческим организациям.

Было время, когда молодежь (или их родители) опасалась поступать на менеджмент и экономику, даже боялась этих новых слов. Потом по мере перехода страны к рыночной экономике интерес к профессиям вырос лавинообразно. В итоге у более чем 500 российских вузов появились предложения по подготовке менеджеров и экономистов, хотя не у всех вузов были преподаватели для обучения, все учились на ходу.

В 90-е годы в нашем институте было 100 бюджетных мест для первокурсников экономических специальностей, а на каждое место претендовало 10 медалистов, желающих учиться — это лучшие выпускники пензенских школ, включая выпускников Пензенской академии юных менеджеров и предпринимателей, которой я руководил 12 лет.

Теперь рынок насытился, государству опять нужны инженеры, специалисты технических направлений. Бюджетных мест экономическим специальностям почти не дают, предлагают учиться за деньги. А они есть не у всех.

Мужское-женское
— Можно ли научить менеджменту за партой? Много ли среди преподавателей Вашей кафедры практиков, тех, у кого есть свой бизнес?

— За партой менеджменту, бизнесу обучить нельзя. Это совсем другой образ жизни. Здесь нужен опыт, наставники, практика.

В нашем институте много лет функционирует самоуправляемый Институт студенческих лидеров (ИСЛ). Это около 40 студенческих фирм, нацеленных на будущую менеджерскую работу и предпринимательство, в таких сферах как деловое администрирование, менеджмент в бизнесе, менеджмент в науке, культуре, журналистике, спорте. Студенты сами издают свою газету, сами руководят и организуют свою жизнь, овладевают искусством самоорганизации.

Преподаватели, конечно, не все имеют собственный бизнес, но таких людей много среди наших выпускников, они — наши частые гости, помогают нам растить деловую молодежь.

Если не считать тех, кто сейчас воспитывает детей, то трудоустраиваются наши выпускники все, как безработные нигде не числятся. Есть немало примеров их очень удачной карьерной траектории.

— Традиционно среди руководителей больше мужчин, чем женщин, а среди студентов, изучающих менеджмент, наоборот. Почему?

— Это очень серьезный вопрос, который меня всегда заботил и заботит. Лично у меня как директора института, заведующего кафедрой заместителей-женщин больше, чем мужчин. Они надежнее, ответственнее, им можно доверить любые дела. Но приходится им, конечно, нелегко. Чтобы девушке добиться успеха на менеджерском поприще, нужно стать на голову выше конкурентов — мужчин.

Дополнительно, к основному учебному плану своих студентов-девушек обучаем гендерному менеджменту, менеджменту в домашнем хозяйстве и другим нужным для жизни дисциплинам.

Погода в доме
— Вы — автор множества учебников и научных изданий, которые рекомендованы к изучению в российских вузах. Какие три из них самые востребованные или дорогие сердцу?

— Это учебник «Управление в строительстве», который удостоен Премии правительства России, почетный знак лауреата вручил мне лично в 1999 году Владимир Владимирович Путин.

Во-вторых, «Управление кафедрой» — первый в стране учебник для вузовских управленцев, предисловие к нему написал тогдашний министр образования РФ Владимир Михайлович Филиппов. Сегодня эту книгу можно найти в каждом университете нашей страны.

«Дороги к менеджменту» — моя автобиографическая книга, выдержала уже три издания.

А вообще любая книга для автора — самая важная, самая любимая, ведь в нее вложено много сил.

Список таких книг вскоре пополнится. Мы на кафедре заканчиваем серьезное исследование «Студенты России: вчера, сегодня, завтра»

Совместно с Институтом проблем управления РАН готовим к изданию монографию «Управление изменениями в современных компаниях».

— Как Вам удается так много успевать? Наверное, занимаетесь спортом?

— Успевать помогает увлеченность любимым делом — наукой, преподаванием, а, главное, жесткая система планирования и самоконтроля. Спортом серьезно занимался в молодости, был тренером сборной команды Пензенской области по бадминтону. А сейчас — обязательная ежедневная зарядка и водные процедуры, физическая работа на дачном участке.

А еще, и это очень для меня важно, есть большая семья: жена, тоже профессор, дети, пять внуков, есть обязательства и перед ними. Работать успешно могу, если в собственном доме все будет хорошо.

 

Читайте также:

«Англичанин» из школы №77: В педагогику идут не за зарплатами

Автор: Марьям ЕНГАЛЫЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER

Введите слово на картинке