История пензенской учительницы в четвертом поколении

История пензенской учительницы в четвертом поколении

Наша сегодняшняя героиня — учитель английского языка школы № 12 Мария Переточкина

Мы спросили у нее, выделяют ли преподаватели отличников, над чем можно смеяться в школе и как дети выражают свою любовь?

И дома — педсовет

Если вечером дома все разговоры только о школе, учениках и студентах, значит, это учительская семья. Именно в такой атмосфере росла Мария.

— Мой прадед работал в Пензенском политехническом университете, бабушка была директором школы № 50, мама всю жизнь преподавала в гимназии № 1, тетя — в лицее № 2. Могла ли я изменить педагогике? — улыбается она. — И вот уже десять лет учительствую сама, правда, с перерывом на декретный отпуск.

Уроки Марии Геннадьевны не похожи на те, к которым мы все привыкли. Зубрить и пересказывать тексты — скучно. Поэтому на занятиях по английскому языку ребята из школы № 12 снимают настоящие фильмы. Естественно, в них нет ни слова на русском.

— Я опробовала разные подходы к обучению, в том числе нестандартные, которые могли бы заинтересовать ребят (например, переписка с иностранными друзьями). Но ничего не давало того эффекта, которого ждала: не было динамики, эмоций. Однажды в конце четверти предложила школьникам нарисовать плакат, написать сочинение о школе. Тут кто-то из учеников сказал: «А у меня есть видеокамера, давайте снимем фильм!».

Буквально за 40 минут написали сценарий, распределили зоны ответственности и через два дня начали съемки. Когда Пенза праздновала свое 350-летие, мы создали следующий фильм. Темой стал наш родной город.

В выходные дни мы шли на улицы и много часов снимали на обычную любительскую камеру. Постепенно к процессу подключились младшие ребята, и теперь они тоже занимаются социальным проектированием. Им пока сложно создавать фильмы, а вот озвучивать мультики — запросто! Это не только позволяет осваивать иностранный язык в интересной форме, но и помогает овладеть программой видео­редактора, учит работать в команде, ставить цели и достигать их.

Мы делили апельсин

Школа, помимо знаний и друзей, дала нам еще один опыт: все мы научились писать шпаргалки. А Переточкина выстраивает урок таким образом, чтобы они не понадобились!

— Я не хожу между рядами, не проверяю и не высматриваю. Я убеждена в том, что ученики активны и инициативны, когда уроки интересны. А интересно им там, где живое общение. Мы обсуждаем школьные новости, итоги конкурсов, проводим квесты и т.д., — разъясняет Мария Геннадьевна. — Это позволяет мне раскрывать в ребятах способность быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Мария говорит, что общение с детьми наполняет ее жизнь радостью. Она восхищается непосредственностью малышей. Они любят устраивать учителю приятные сюрпризы.

— Показательный пример: на перемене дети решают перекусить тем, что принесли из дома. Я в это время, как правило, выхожу в коридор, чтобы посмотреть, не слишком ли там расшалились ребята. Возвращаюсь в кабинет, а на столе куча печенюшек, сушек, конфет. И каждый подойдет со словами: «А это вам!». Начинаю спрашивать: «А сам-то ел?». Выясняется, что нет, начинаем делить поровну. Такие моменты — самые трогательные, они запоминаются больше, чем торжественные линейки или другие официальные мероприятия.

Мария — человек с юмором. И ребята это ценят.  

— Считаю, что над учителем школьнику смеяться непозволительно. А вот вместе с ним — почему бы и нет. Я с удовольствием поддержу шутку или разговор, но обязательно вернусь к теме урока, — говорит Переточкина.

С атаманами не скучно!

Слушая Марию Геннадьевну, я думала, о том, как умна и оптимистична эта молодая учительница, как увлекательны, наверное, ее уроки. Да и ей самой интересны творческие люди, вне зависимости от того, учатся ли они на пятерки.

— Если спросить, какой у меня самый любимый класс, то не задумываясь отвечу, что это неподражаемый 9 «В», — рассказывает учительница. — Ребята в этом году выпустились из школы. Им всегда пеняли на плохую успеваемость. Но ребята выделялись позитивом и даже в хмурый тяжелый день умудрялись поднять настроение всем вокруг. А когда кому-то нужна была их помощь, они выкладывались на все двести процентов. С такими атаманами скучно не бывает.

СПРАВКА «ПП»

Мария Переточкина — достойный представитель своей династии. В этом году она стала победителем областного конкурса «Учитель года» и сейчас заканчивает последние приготовления к всероссийскому этапу состязания, который стартует 24 сентября в Казани. Кроме этого, отмечена премией Президента РФ в рамках конкурса приоритетного нацио­нального проекта «Образование». Всего из Пензенской области в финал этого конкурса прошли восемь учителей (заявлялось 52), со всей России — 1000.

Автор: Елена КУЛАКОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное