Пензенцы провели реконструкцию 99-летнего «Ледяного похода»

Пензенцы провели реконструкцию 99-летнего «Ледяного похода»

Они прошли 15 километров по пересеченной местности, в полной боевой выкладке

— Ишь, контра! — примерно такой была реакция современных приверженцев коммунистической идеологии (кто в шутку сказал, а кто и с нескрываемой злобой — мол, будь их воля, поставил бы к стенке) на появление сначала в центре Пензы, а после и на фотографиях в соцсетях людей в солдатской униформе Литовского уланского полка.

Уходим в степи
А это члены пензенского военно-исторического клуба «Аванпостъ» реконструировали один из эпизодов Первого кубанского похода Добровольческой армии, получившего название Ледяного. В нынешнем году памятному событию, давшему начало Белому сопротивлению, исполнилось 99 лет — оно длилось с февраля по май 1918.

В общем, пользуясь большевицким новоязом, действительно, «контра». Хотя на униформе аванпостовцев этого, собственно, и не написано, она дореволюционного образца, но подействовала на некоторых наших земляков, как красная тряпка на быка. Ох, и трудно продвигается национальное примирение, о котором так много говорится в 100-летнюю годовщину Февральской и Октябрьской революций…

Хотя руководитель клуба «АванпостЪ» Томас Янчаускас утверждает, что у него изначально не было цели столкнуть лбами белых и красных.

— 1918 год — это ведь не только Гражданская война, это продолжение Первой мировой войны, в которой Россия потеряла около 9 млн. человек убитыми, пропавшими без вести и ранеными. И Ледяной поход 2017-го мы посвятили их памяти, а также памяти героических солдат и офицеров Литовского уланского полка, славная столетняя история которого завершилась с окончанием Первой мировой.

К слову, реконструкция в данном случае — сильно сказано. Нас было всего десять человек, а таким количеством невозможно с точностью воспроизвести какой-либо эпизод Ледяного похода, ведь в нем участвовали тысячи, причем с обеих сторон.

Монарший вензель
Аванпостовцы готовились к походу более четырех месяцев. Сами шили новую форму, готовили экипировку. Сложность была в том, что по закону жанра все обмундирование, вплоть до нижнего белья, должно соответствовать историческому периоду. То есть, никаких тебе трикотажных кальсон или пластмассовых пуговиц.

Шинельное сукно привезли из Белоруссии, хлопчатобумажные ткани, из которых шили шаровары и гимнастерки, к счастью, еще не исчезли из пензенских магазинов. Козырьки для фуражек заказывали у мастера из Перми. Деревянные пуговицы нужного фасона и размера также удалость приобрести в Пензе — они используются при пошиве женской одежды. Правда, импортируются из Китая.

Погоны и кокарды покупали в Военторге. Повезло, что в кадетских корпусах сегодняшней России используют такие же кокарды, как на солдатских фуражках 100 лет назад — овальный медальон георгиевских цветов.

Оружейные макеты изготовили новосибирские умельцы.

На погонах изображен вензель — переплетенные латинские заглавные буквы «V» и «Е». Непосвященному человеку он ничего не скажет, а, между тем, это шифр ни много, ни мало короля Италии Виктора-Эммануила II, который с 1903 года шефствовал над полком.

— Ох, и намучились мы с этим вензелем, — вспоминает Томас. — Месяц ушел только на то, чтобы достоверно нарисовать его в компьютерной программе. Потом лазером вырезали трафарет на погонах, наносили на него масляную краску, потом закрепляли лаком. Трудоемкий процесс, однако.

В атаку!
Их было десять: восемь литовских улан, терский казак и корниловец. Живописное зрелище развернулось на площади перед Домом молодежи: мужчины в старинной форме в возрасте от 16 до 54 отрабатывали приемы строевой подготовки.

Основное действо проходило у села Грабово Бессоновского района. Участники похода действовали, как настоящие артисты в предполагаемых обстоятельствах. Двигались в ногу, колонной, потом шеренгой, в стрелковых цепях, по пересеченной местности, порой проваливаясь в снег по пояс. Слушали командира, не отвлекаясь на пустые разговоры. Все согласно воинским уставам начала XX века, написанным что называется, потом и кровью.

Например, нельзя физически более слабого ставить в хвост колонны — он вскоре отстанет, потеряется и погибнет. Нельзя и в середину, так как тогда полколонны останет. Он должен идти в голове, из-за чего весь отряд будет двигаться более пусть медленнее, но равномерно. Слабого же сзади подталкивает более сильный.

Вскоре каждый шаг давался труднее и труднее, во-первых, шли с полной выкладкой, во-вторых успели промокнуть полы длинных шинелей, драгунские шашки, висящие на левом бедре путались в ногах, в тяжелые сапоги набилась грязь.

В общей сложности участники прошли 15 километров. Под вечер оказались на заброшенной заимке, принадлежащей другу Томаса Янчаускаса.
Затопили печь, приготовили ужин, естественно, из продуктов, которые входили в солдатский рацион 100 лет назад: курица, гречка, хлеб, яйцо, сало, картошка, лук, чеснок. О существовании шоколадных батончиков и соках в пакетиках в тот вечер пришлось забыть.

Спать свалились без задних ног, вповалку. Однако не забыли выставить караул, ночью участники сменяли друг друга, с винтовками обходя заимку.

На следующий день тем же путем, с боями вернулись в Пензу.

«Мы уходим в степи. Мы можем вернуться, если только будет милость Божия. Но нужно зажечь светоч, чтобы хоть одна светлая точка была среди охватившей Россию тьмы…» – писал перед Первым кубанским походом верховный руководитель Добровольческой армии генерал Михаил Алексеев.

Ту войну белые проиграли, и страна пошла «другим путем». Долгие десятилетия советская власть делала все, чтобы оболгать, унизить, демонизировать и вычеркнуть из памяти людей их имена.
Теперь белая Россия возвращается, несмотря на яростное сопротивление красных. И участники клуба «Аванпостъ» вносят свою лепту в восстановление исторической справедливости.

Автор: Наталья СИЗОВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное