Огонь внутри себя

Огонь внутри себя

Работы Виктора Норкина всегда узнаешь — и по особой творческой манере, и по нескольким образам, и по надписям, частенько дополняющим композиции

Стремится художник к оригинальности и в жизни. Например, на открытие своей выставки в картинной галерее пришел с картонным домиком за плечами — таким же, какой часто изображает на своих работах.

Выставку, кстати, он приурочил к своему 50-летию и составил из двух серий: «Охвицеры» и «Огонь внутри себя».

Виктор работает в жанре современного символизма. Его картины яркие, полны аллегорических образов, имеют непростой подтекст. Каждая дает  простор для зрительских фантазий, рождает множество ассоциаций.

Я встретилась с Виктором и попробовала приоткрыть дверь в его мир, поговорив о рождении образов и магии искусства.

Сам себе директор

— Вы окончили Пензенское художественное училище, где главенствует русская реалистическая школа живописи. Как сформировался ваш оригинальный стиль? Вы стремились найти что-то свое или это произошло по наитию?
— В училище дают азы, основы живописи и композиции. Дальше художник развивается сам. Я в основном переношу на холсты свои жизненные ситуации, сны, действия, мечты… Вообще-то не люблю объяснять сюжеты своих картин. Пусть люди сами думают, включают воображение. В Петербурге одну мою работу купила австрийка. Вывоз из страны картин связан со сложностями – ей пришлось неделю оформлять разрешение. Так она каждый день приходила в галерею и рассказывала, какие мысли вызывает у нее моя работа.

— Мне приходилось слышать от художников, что рисовать может  научиться каждый, а вот придумать сюжет способен только талантливый человек, обладающий неординарным мышлением, фантазией. В вашей серии «Огонь внутри себя» столько неожиданных образов. Как родился замысел?
— Я ходил по дому и думал, как же избавиться от ненужных мыслей, людей, воспоминаний о скверных ситуациях, и на ум пришла фраза «Гори все синим пламенем». Отсюда возникла серия образов.

Это такая игра внутри себя. Я же театральный художник, по­этому и создаю из своих ситуаций моноспектакль. Когда тема меня заводит, я так заигрываюсь, что начинаю рисовать эскизы один за другим.

— А почему вы не в театре, если он вам так близок?
— Работал год в нашей драме исполнительным художником. Потом меня призвали в армию. А после службы стал преподавать в детской художественной школе №1. Проработал там 20 лет. Надо сказать, малышей учить очень трудно. Их нужно завлекать. Я устраивал целые представления: наряжался, красил волосы, приклеивал усы, изображал африканского принца, надевая на себя халат и перстни на пальцы. Они ахали и начинали рисовать.
Все это в прошлом. Сейчас я сам себе директор, делаю, что хочу: пишу, езжу на выставки. Если мои картины нравятся, их покупают – и мне работать интересней.

«Иногда случается — вокруг все получается»

— Ваше искусство востребовано за рубежом. Реализм на Западе нынче не в моде?
— Кто-то больше любит абстракцию, а кто-то реализм. Но, в общем, ничего не могу сказать по этому поводу, потому что нечасто выезжаю за рубеж. Мои выставки там организует петербургская галерея «СПАС», в состав художников которой я вхожу. Раз в два года отвожу туда   новую серию работ.

— Легко было пробиться в столичные галереи, стать там своим? А вы  состоите еще и в Московском отделении Союза художников.
— Помогают друзья. Но и самому, считаю, несложно. В «СПАС» я попал очень просто: гуляли с другом по Петербургу, увидели галерею, зашли туда, я предложил свои работы, они взяли.

— Им понравился человечек, несущий домик? А что он значит для вас?
— Это глубоко личное. Кто-то считает, это мой мир или мой дом, как у улитки, или семья. Я никого не разубеждаю, соглашаюсь, что да, «все свое ношу с собой».

— Кстати, ни на одной вашей картине нет изображения жены, детей. Почему?
— Не знаю. Не могу объяснить. Мой сюжет — домик, маленькая кроватка, столик, чайничек и лампочка. Это опять же идет от того, что я театральный художник. Других людей я не знаю так, как себя, потому и не пишу.

Моя жена Света, тоже художник,  это понимает. Мы познакомились в училище, когда я там преподавал. Сейчас она мой помощник, пишет к моим сериям аннотации, ездит со мной на выставки.
Дети потихоньку осваивают художественное ремесло. Дочь ходила в школу, сейчас мы ее забрали – слишком большая нагрузка. Сын в этом году пошел в ДХШ №1, где я преподавал.
Вы правы, никого из них я никогда не рисовал. Вообще, думаю, писать надо о самом важном – о любви и смерти. И то и другое невозможно понять, объяснить.

Под зеленым небом

— О надписях на работах: кто-то может подумать, что вы их делаете потому, что не хватает художественных средств для выражения идеи...  Приходилось ли вам слышать негативные отзывы о своих картинах?
— Слышать нет, читать — да. К примеру: «У художника нездоровое самолюбие – рисует одного себя». Или: «Что за бред сумасшедшего?». Ну, бред, и что? На самом деле, как можно объяснить людям, почему я нарисовал зеленое небо?

А тексты к работам я пишу с 1988 года. Так что сам породил этот миф.

— Это тоже талант — придумывать коротенькие, емкие тексты: «Подпалили тебя, дурака», «Иногда так случается, что вокруг все получается». Под одной из работ подпись: «Ты ходишь под звездой, как под короной». А изображены коровы. Это описка?
— Нет. Но зрители могут думать так, как им нравится, как они ощущают.  

Сюжетов возникает так много, что я ставлю сразу несколько холстов и работаю, переходя от одного к другому. Подсказывает их сама жизнь. К примеру, шел по саду, упал лицом в траву и увидел ползущего жука — вот вам идея.

Название выставки «Охвицер» пришло в поезде. Меня часто спрашивают, член ли я Союза художников, заслуженный ли? То есть имеются ли регалии? Мы со Светой, возвращаясь как-то домой, шутливо подбирали мне звание. Уж точно не солдат (ведь уже 50 лет), значит, офицер — вышло название «Охвицер». А сколько звездочек на погонах? Их много, как снежинок, на моих погонах снежный ком. Снег пошел — вот мое звание, снег растаял — я никто.

— Не возникает желания все бросить: устал, надоело?
— Если меня лишить работы, я зачахну, умру. Но, скорее всего, в любой ситуации найду возможность писать картины.



Автор: Галина ИСАЙЧЕВА

Нашли ошибку - выделите текст с ошибкой и нажмите CTRL+ENTER


Популярное